Цензор.НЕТ

26.06.15 18:52

Зачем Порошенко "особый Донбасс" в Конституции

Тревога: "особый статус Донбасса" хотят закрепить в Конституции,зрада, Порошенко продолжает нас сливать! Ряд патриотов -действительно патриотов, без иронии - именно так отреагировали всоцсетях на заявление замглавы Конституционной комиссии ВиктораМусияки, сделанное перед сегодняшним заседанием этой самойКомиссии.


Как сообщил Мусияка, вопрос "особого статуса" будет закреплен вПереходных положениях обновленного Основного Закона. Хотя,подчеркнул профессор, закон этот "несовершенен".

Последнее утверждение еще больше покоробило некоторых не оченьпогруженных в тему наблюдателей: что, уступки сепаратистам надо ещеи "усовершенствовать"?!

На самом деле заявление Мусияки по этому поводу (увы, неполностью попавшее в ленты новостей) сводилось к тому, что дажедействующий закон "Об особом порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой и Луганской областей" к сепаратистамслишком либерален. Но это, как увидим сейчас, второстепенный факт.А что же действительно важно в том, что появилось в Переходныхположениях проекта изменений Конституции, которые Конституционнаякомиссия таки направила сегодня президенту?


Вообще-то, на интересующую нас тему там появилась буквально однафраза: особый порядок самоуправления в отдельных районах Донбассаопределяется законом. Не больше - но и не меньше.


Закон этот сегодня есть, именно он упомянут абзацем выше. Нотолько он не действует. Вообще никак. Достаточно сказать, что, понему, внеочередные выборы на захваченных боевиками территорияхдолжны состояться… 7 декабря 2014 года. Так и написано, убедитесьсами.


Причины, по которым закон не работает, известны. Изначальнодокумент приняли еще прошлой осенью, и был он в первую очередьпопыткой Киева сохранить лицо после военных поражений, понесенныхвследствие августовско-сентябрьских операций российской регулярнойармии на стороне сепаратистов.


Смысл закона был такой: о'кей, мы согласны мириться, принятьобратно "блудных сыновей" и даже разрешить им ругаться матом вприсутствии взрослых - но давайте хотя бы проведем на Донбассенормальные местные выборы.


Вторым предназначением закона было показать Европе миролюбиеКиева. При этом Бог знает, как в Европе, а и в Киеве, и в Москве, ив Донецке наверняка понимали, что на условия Украины мятежники непойдут. Так оно и случилось: наоборот, боевики организовали 2ноября свои "местные выборы", к которым не допустили ни украинскиеполитсилы, ни украинских наблюдателей, и результаты которых не былиофициально признаны никем, включая Россию (хотя она признала ихде-факто).

Второе рождение закона случилось после Минских переговоров-2 вфеврале. На этих переговорах, напомню, Петр Порошенко подписализвестный меморандум, по которому сепаратистам обещали "особыйстатус", собственную "народную милицию", участие их представителейв реформе украинской Конституции и прочие приятственные вещи. Сосвоей стороны, Украина снова требовала проведения на территорияхмятежников местных выборов по украинским законам.


Лишь некоторые пункты меморандума содержали очередностьдействий, еще меньше - сроки. Так, первыми должны были стать отводтяжелых вооружений с обеих сторон на известное расстояние от линиифронта и освобождение пленных. Восстановление порядка на границепредполагалось самым последним, и обязательно - после реформыукраинской Конституции.

О сути самой реформы были сказаны лишь самые расплывчатые слова(например, раздражающего слова "федерализация" там не было). Затобыло сказано, что "в течение тридцати дней" Украина обязанаразработать новое законодательство об "особом статусе" мятежныхтерриторий.


Боевики грубо нарушили соглашения с самого начала: в целом огоньпочти прекратили, зато сконцентрировали все силы на взятииДебальцева, которое и захватили, хотя и с большими потерями.Европейские "партнеры" Украины предсказуемо ограничились не оченьгромкой критикой. Хотя, говорят, уже сейчас, в июне, тот факт помогсклонить их к продлению экономических санкций против РФ. Что ж: вЕвропе и запрягают медленно, и едут не спеша…

Со своей стороны, "предатель" Порошенко, надо отдать емудолжное, всячески тянул с выполнением пункта насчет "особогостатуса". А когда это наконец было сделано - путем изменения всетого же закона "Об особом порядке…", упомянутого выше - то сделанобыло весьма по-иезуитски. Попросту говоря, обновленный закон такигарантирует многие "хотелки" Кремля и сепаратистов - но ТОЛЬКОПОСЛЕ фактического восстановления контроля Киева во всем регионеДонбасса.

В законе это прописано так, что финансовая помощь, "народныемилиции" и т.д. возможны лишь после проведения внеочередных местныхвыборов с соблюдением украинских законов. Но список условийсводится именно к восстановлению контроля Украины над "ДНР" и"ЛНР".

Читайте об этом подробно: Игра в "особый статус" для Донбасса


Сепаратисты и Москва, конечно, были жутко не согласны. По ихмнению, надо наоборот: утром деньги, а вечером - стулья, причем подих честное слово. Но меморандумы, в отличие от международныхдоговоров, обязательной силы не имеют, печальным примером чемуслужит известный Будапештский меморандум. А вот закон Украинытаковой силой обладает.


Короче говоря, проведя данный закон, Банковая формально соблюлатребования Минского меморандума - и в то же время не сделала ниединой юридической уступки. Это, впрочем, не помешало восклицаниямо "зраде" - как от истинных патриотов (в основном, вне парламента),так и от сугубых популистов в вышиванках (особенно в сессионномзале и на пресс-пойнте ВР).


Вместе с тем, было ясно, что данный закон - не более чемпаллиатив, временная мера. В частности, он был - и пока остается -неконституционным. Ведь действующая Конституция прямо закрепляетравенство между собой всех регионов Украины (кроме Крымскойавтономии). Почему же тогда "отдельным районам" Донбасса полагаетсякакой-то там "особый" статус, он же "порядок местногосамоуправления"? Непорядок, однако.

На этот-то "непорядок" обратили внимание и в Москве, и (хочетсяверить, хотя бы без подсказки из Москвы) - в Европе. Что поделать,формально они правы.


Здесь мы и возвращаемся к реформе Конституции. Москва, Берлин иПариж хотели бы, чтоб "особый статус" был конституционным? Ну вотвам, пожалуйста: упоминание о соответствующем законе вносят вПереходные положения. При этом сам закон продолжает настаивать:вечером - стулья, утром - деньги. Всего доброго.


Нет, конечно, с политической точки зрения патриоты имеютоснования считать этот закон уступкой. Что ж: политика - искусствовозможного. Возможно, Украина сегодня столь сильна в военномотношении, что может полностью освободить Донбасс, невзирая нанеминуемое и активное вмешательство российских регулярных войск.Возможно, Украина и экономически сегодня столь сильна, что можетплюнуть на неминуемое уменьшение в этом случае западной помощи, исамостоятельно восстановить и продолжать кормить Донецк сЛуганском...


Но если это не так, то надо либо решительно и громко отказатьсяот мятежных территорий (неважно, в какой форме - признав ихоккупированными, независимыми или еще как-то), либо продолжатьдипломатические игры. Кстати, все соцопросы, расходясь в конкретныхпроцентах, дают одну общую картину: большинство украинцеводновременно хотят прекращения боевых действий и сохранениямятежных территорий в составе Украины, и, главное, чтобы при этомне содержать их, спасибо, самим не хватает.


Трудно не заметить, что эти устремления нескольковзаимоисключающи. В то же время, "лисья" политика "особыхстатусов", которые не работают на деле, увы, ближе всего к такимвот чаяньям народа…

В конечном итоге, формулировки на бумаге еще не главное. Примериз несколько другой, но тоже актуальной для Украины сферы подали,например, финны. Как известно, в их конституции закреплен госстатусдвух языков - финнского и шведского, о чем очень любят напоминатьнаши поборники "прав русскоязычного населения".


О чем они не любят вспоминать - так это о том, что почти векназад, когда писалась конституция Финляндии, исключительнопо-шведски говорила добрая пятая часть населения этой страны, ктому же в основном считавшая себя "элитой", а посему финнского незнавшая и не хотевшая знать; а вот сейчас шведоязычных там - всегопорядка 5 %.

Хитроумные финны не стали менять конституцию - они изменилиситуацию. Чего и себе пожелаем.

Между тем, в проекте реформы Конституции, переданном в пятницуПорошенко, имеются места гораздо слабее. И там как раз отформулировок зависеть будет многое, а конечный вид этихформулировок зависит главным образом от Банковой. С этими нюансамиЦензор.НЕТ ознакомит читателей в ближайшие дни.

← Назад в рубрику