Цензор.НЕТ

05.12.18 09:03

Новая стратегия мира и безопасности: армия – это люди

«Армия – это люди» – девятая публикация из серии, презентующей «Новую стратегию мира и безопасности», предложенную на Национальном форуме, прошедшем 30 октября в Киеве.


Проблемы наших Вооружённых Сил связаны не только с уровнем финансирования.

Основа сильной армии – люди, уважение к солдату и доверие к командиру.

Такую армию нам ещё предстоит построить.

Военнослужащий-контрактник – это не солдат удачи, готовый за деньги рисковать своей жизнью.

В сильной армии у каждого солдата, защищающего страну, определяющим должно быть чувство уверенности.

Уверенности не только в правоте своих действий, но и в их законности.

Уверенности в том, что в тылу его семья устроена и защищена государством.

Уверенности в надёжности оружия, которое ему дала страна, в командирах, штабах и тылах.

Уверенности в том, что его – живого, раненного или погибшего – не оставят на поле боя или не забудут в плену.

Каждый воин и его семья должны быть уверены, что в случае ранения или гибели для государства и армии солдат или семья погибшего будут объектом особой заботы, а не обузой.

Для такой уверенности нам в стране необходимо очень многое изменить.

Поэтапно переходя на контрактный принцип комплектования, наше войско до сих пор не избавилось от худших черт призывной армии советского образца, и в этом, пожалуй, состоит наибольшая проблема.

Как справедливо писал британский военный эксперт Глен Грант, маленькая советская армия Украины не сможет противостоять большой советской армии России. Для этого необходимы качественно иные, мобильные и гибкие Вооружённые Силы.

Предстоит глубокая реформа на марше, затрагивающая законодательные основы построения Вооружённых Сил страны, а также всю систему военного управления и принятия решений в армии. От вертикально-интегрированной безответственности, воровства и пережитков крепостного права предстоит в сжатые сроки перейти к мобильной, высокотехнологичной, хорошо подготовленной и вооружённой профессиональной армии, построенной на делегировании полномочий и мотивации бойцов и командиров.

Необходимо привести в нормальное состояние законодательную базу применения Вооружённых Сил, искорёженную за годы т.н. антитеррористической операции. Много законодательных актов, принятых до войны, оказались не пригодными для практического использования. Одновременно, попытки руководства государства манипулировать вопросами организации обороны, как это было с «АТО» или в случае с введением «военного положения», значительно ослабили нашу страну перед лицом агрессора.

Для того чтобы оценить степень абсурда в вопросе организации Вооружённых Сил, достаточно взять в руки действующее Положение о Министерстве обороны Украины, утверждённое в 2011 году Януковичем.

И вопрос даже не в подписи бывшего президента, которому предъявлено обвинение в государственной измене, а в том, что на пятый год войны ни Верховный Главнокомандующий, ни Министр обороны, ни начальник Генштаба этот документ даже не открывали.

В противном случае они бы увидели, что в соответствии с этим положением Государственная служба чрезвычайных ситуаций до сих пор числится в сфере управления Министерства обороны, одновременно, с лета 2014 года, находясь в подчинении МВД.

С этого и начинается правовой нигилизм и системная безответственность в государстве и армии.

Требуют существенной корректировки воинские уставы, во многом скопированные с советских и не учитывающие специфики контрактной армии.

В Вооружённых Силах вообще отсутствует типовое положение о воинской части, как государственном учреждении. Не урегулированы не только права и обязанности части, как субъекта гражданских правоотношений, но и командира, как её руководителя.

Особая проблема – система социальных гарантий для военнослужащих и их семей, которая сегодня никому и ничего не гарантирует.

Так, например, Указом Президента Украины установлены льготы по обучению детей участников боевых действий в высших учебных заведениях за средства государственного бюджета. Одновременно, Постановлением Кабмина предусмотрена возможность получения такой льготы только при поступлении в учебное заведение.

А как быть, если сначала ребёнок поступил учиться, а затем отец или мать пошли защищать страну?

А никак, по мнению чиновников, поезд ушёл!

Украинская армия, возродившаяся весной 2014-го силами добровольцев и волонтёров, в результате отсутствия системных изменений продолжает жить от кризиса к кризису, от ЧП до ЧП, и последние взрывы на арсенале в Ичне тому подтверждение.

Очередной пик кризиса пришёлся на текущий год – из армии уходят около 30 тысяч подготовленных, прошедших фронт профессиональных воинов. Проблема не только в уровне денежного довольствия, но и, в значительной степени, в отношении к солдату, как безмолвному человеческому материалу.

До трети офицеров, причём не паркетных, а боевых, собираются покинуть ряды Вооружённых Сил, не видя для себя надёжной перспективы на военной службе.

При такой текучке приходится готовить втрое больше экипажей танков, снайперов, операторов противотанковых комплексов, специалистов всех военных специальностей. На это уходят огромные средства, которых недостаёт на увеличение денежного довольствия, перевооружение и создание достойных условий службы.

Этот порочный круг необходимо разорвать.

Наша команда уже несколько месяцев работает над пакетом законодательных и нормативных документов, одним из которых является новый контракт на службу в Вооружённых Силах. В эту работу включилось более трёх тысяч действующих и бывших воинов-контрактников и командиров, внёсших свои предложения.

Вопрос не в том, чтобы подготовить документ на пять страниц, который снова не будет работать, а в одновременной подготовке системных изменений законодательства, которые, совместно с новым контрактом, будут от имени государства реально гарантировать условия службы и жизни военнослужащего и его семьи.

Помимо изменений в законах, важно сделать так, чтобы уважение к армии, дух настоящего защитника Отечества зарождались ещё на школьной скамье.

В своё время маршал Маннергейм справедливо сказал: «Укрепления, артиллерия, иностранная помощь – всё это не будет иметь никакой ценности, если обычный солдат не осознаёт, что именно ОН охраняет свою страну».

Наша задача состоит в том, чтобы на любом этапе карьеры военного и в любой период истории страны военная служба была престижной, привлекательной и почётной.

В современной контрактной армии у военнослужащего должно быть всего две задачи – учиться воевать и, собственно, воевать за свою страну, если это потребуется.

Третьего быть не должно. Тратить время, отведённое для подготовки защитника страны, на подметание плаца или побелку бордюров – преступная роскошь.

При этом мы должны помнить, что воин – не робот, – у него есть личная жизнь, и служба в армии не должна её разрушать. В новый контракт закладываются все необходимые механизмы, защищающие личные права военнослужащих.

Мы готовы предложить механизм регулярной индексации денежного довольствия, предусматривающий заработную плату рядового контрактной службы на уровне, в полтора раза превышающем среднюю заработную плату в стране. Вся система оплаты ратного труда должна адекватно соотноситься с уровнем ответственности и квалификацией военнослужащего, а также степенью риска.

Важной частью нового контракта для Вооружённых Сил является мотивационный пакет, включающий базовые гарантии по обеспечению жильём, медицинскому обслуживанию, получению образования, пенсионному страхованию и другим вопросам, а также дополнительные льготы для участников боевых действий и членов их семей.

В контрактной армии проблема обеспечения военнослужащих жильём приобретает иные, чем ранее, масштабы. Строительством казарм, стилизованных под общежития, и простой постановкой в бесконечную квартирную очередь её не решить.

Анализ всех возможных вариантов решения задачи позволяет сделать вывод, что для тех, кто сейчас вливается в ряды Вооружённых Сил, лишь специальная ипотечная программа, предусматривающая погашение процентов по ипотеке государством, а в определённых случаях и основной части долга, в сочетании с достойной заработной платой профессионального военного сможет реально сдвинуть вопрос с мёртвой точки.

Достойная пенсия защитникам Отечества – необходимое условие повышения престижа военной службы. В ближайшее время наша команда обнародует новую концепцию пенсионного обеспечения военнослужащих, учитывающую специфику военной службы по контракту, а также длительность пребывания в зоне боевых действий.

Особое внимание уделяется изменению подходов к работе с участниками боевых действий, семьями погибших и ранеными.

Исключительно важной задачей является организация психологической реабилитации участников боевых действий. Столкновение с реалиями войны, а также сложности последующей реинтеграции в мирную жизнь выдерживают не все. С начала военных действий около 650 военнослужащих покончили жизнь самоубийством. Эта статистика не учитывает тех, кто свёл счёты с жизнью, уволившись из армии.

Армия, имеющая реальный боевой опыт, – важное преимущество государства, но, одновременно, большая и многогранная проблема общества, требующая системных усилий для её решения.

К сожалению, действующая власть в лице Министерства обороны и Минсоцполитики предпочитает лишь имитировать усилия по психологической реабилитации и социальной и профессиональной адаптации участников боевых действий. Систему эффективной психолого-социальной помощи в стране придётся создавать с нуля.

Воинам, получившим ранения и увечья на фронте, государство обязано гарантировать условия для адаптации к мирной жизни после службы.

Каждый защитник Украины должен быть уверен, что в трудную минуту государство обеспечит поддержку его семьи и детей. Такая поддержка должна опираться не на обещания политиков или милосердие чиновников, она должна быть гарантирована Законом.

Наша позиция состоит в том, что участники боевых действий, погибшие, пропавшие без вести и раненые воины для Министерства обороны навсегда должны оставаться в строю. Для того чтобы это не было пустым лозунгом, мы готовим новый закон о ветеранах, учитывающий опыт Хорватии.

Сложившаяся в стране система социального обеспечения военнослужащих и членов их семей абсурдна, начиная с названия соответствующего закона, говорящего о «социальной защите военнослужащего», т.е. человека, призванного защищать страну.

Подписывая контракт на военную службу, гражданин принимает на себя обязательство с оружием в руках защищать свою Родину. В свою очередь государство должно принимать на себя ответственность за выполнение обязательств перед своим защитником и его семьёй.

Одновременно с новым контрактом готовятся существенные изменения системы мотивации. Предлагается обязательным приложением к контракту сделать свод всех льгот и социальных гарантий для военнослужащих и их семей, закреплённых в законах и подзаконных актах. Нашей командой разработан механизм, гарантирующий их реализацию.

В октябре т.г. Юлией Тимошенко подан в Верховную Раду проект Закона Украины № 9141 «О внесении изменений в Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Этот законопроект предусматривает: если военнослужащий, подписав контракт, принял на себя обязательства перед государством, то и обязательства государства перед ним и его семьёй становятся фактической частью контракта и на весь его срок не могут уменьшаться.

Очевидно, что одним этим законом не обойтись. Именно поэтому наша команда готовит к подаче в парламент новый базовый закон о гарантиях для военнослужащих и членов их семей. Все концептуальные положения этого законопроекта будут предложены для широкого общественного обсуждения.

Кроме того, идёт работа над подготовкой изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих штрафы за несоблюдение прав, льгот и гарантий, установленных для военнослужащих и их семей.

Одновременно готовится положение о Правовой инспекции Министерства обороны как органа, призванного обеспечить выполнение обязательств государства и армии перед воином-контрактником. В составе Правовой инспекции предусматриваются социально-правовое и служебно-правовое направления.

В случае нарушения социальных прав военнослужащих и членов их семей представители социально-правовой инспекции смогут налагать административные штрафы на предприятия, учреждения и организации, а также их должностных лиц. Такие инспекторы должны работать при каждом областном военкомате. Хватит искать добрых депутатов или справедливых чиновников – должны работать закон и система.

Что касается служебно-правовой инспекции, то её задачи инспектировать воинские части на предмет нарушений условий контракта с военнослужащими и при необходимости налагать административные штрафы на руководителей и должностных лиц, нарушающих закон.

Комплекс мер, разрабатываемый нашей командой, призван стимулировать молодёжь к подписанию первого контракта на службу в армии, а воинов-контрактников к повышению своей квалификации и продолжению службы.

Каждый последующий контракт должен включать дополнительные стимулы. Одновременно необходимо разработать типовые критерии оценки результатов службы контрактника за прошедший период. Стимулируя продление контракта и одновременно выставляя условия для его продления, армия сможет на каждом этапе отбирать лучших. Все это позволит, разумно обновляя, стабилизировать кадровый состав украинского войска, поднять уровень профессиональной подготовки и боеготовности.

Предметом особой заботы государства должна стать система подготовки будущих офицеров. Каждый воин-контрактник, участвовавший в боевых действиях и связавший свою дальнейшую жизнь с армией, должен иметь право и возможность для получения необходимого образования и карьеры в армии.

Необходимо не только укрепить материальную базу, поднять уровень и престиж всей системы военного образования, но и коренным образом изменить понимание роли командира в армии и его отношение к подчинённым. Стране нужны высокообразованные инициативные офицеры, подготовленные для службы в современной армии, способные принимать решения, уважающие солдата и осознающие ответственность за каждую человеческую жизнь. Именно они должны стать частью новой элиты украинского общества.

Приоритет для карьерного роста в армии должны получить участники боевых действий. Украинских военачальников надо выращивать из лейтенантов, проявивших себя на войне.

Принципиально иная, намного более важная, роль в новой украинской армии должна отводиться младшим командирам. Для того чтобы корпус сержантов на самом деле стал становым хребтом украинской армии, недостаточно изменить систему воинских званий и переименовать советские учебки в центры подготовки сержантов и инструкторов по стандартам и программе НАТО. Предстоит существенно пересмотреть функции сержантов и офицеров, сформировать иные психологические установки, создать стимулы для профессионального роста и стабильной службы.

Основой обороноспособности страны должна стать профессиональная армия и эффективная система службы в резерве.

Все это необходимо дополнить развитой системой территориальной обороны, призванной сдерживать агрессора в случае масштабного вторжения.

Создание такой единой системы важно не только в сугубо военном отношении, но и с точки зрения социальной организации украинского общества, единения нации для защиты своей страны.

В подкрепление этих выводов хочу ещё раз вернуться к мыслям маршала Маннергейма, говорившего: «Война – дело не только армии. Это удел всей нации».

Казалось бы, все очевидно, но до сих пор президентом не внесён в парламент проект закона о территориальной обороне, и не предусмотрены средства на её финансирование.

Необходимо понимать, что вследствие разрушительных действий и бездействия военно-политического руководства государства, в случае обострения ситуации на фронте, без добровольцев и волонтёров снова будет очень тяжко.

Проблема сегодняшнего политического и военного руководства страны не в том, что они чего-то не знают, а в том, что у них иные приоритеты, и они никогда не признают своих ошибок.


Следующая публикация будет посвящена вооружению украинской армии.

Больше читайте на странице Военный кабинет.


Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику