Цензор.НЕТ

18.12.18 17:45

Алгоритм добровольного возвращения офшорных капиталов

В последние годы правительства стран-членов ОЭСР, ЕС и G20 организовали широкое наступление на использование офшорных юрисдикций и налоговых гаваней для сокрытия средств.

На фоне мирового тренда на деофшоризацию, власти Украины занимают в этом вопросе формальную и пассивную позицию. Украина с 2016 года подписывает различные сделки (antiBEPS, FATCA, MLI), но не спешит их имплементировать, даже если это всего лишь обмен налоговой и финансовой информацией между странами.

Основная причина такой "осторожности" - в стране построена и успешно функционирует коррумпированная олигархически-бюрократическая модель экономики, которая возвела бегство капитала в офшоры в ранг "национального спорта".

Масштабы офшоризации экономики Украины ужасают:

- из страны только в течение 2004-2013 гг выведено около $116 млрд (данные Global Financial Integrity). Это на 54% больше, чем сумма государственного и гарантированного государством долга;

- отток капитала из страны в оффшорные юрисдикции (налоговые гавани) достигает $12-15 млрд в год (данные ISET). Все "суммарно" международные доноры не в состоянии кредитовать Украину в таком объеме;

- офшорная компания остается неизменным атрибутом внешнеэкономической деятельности украинских экспортеров. Доля внешнеэкономических контрактов прошлого года, в рамках которых товар проходит через компании, зарегистрированные в налоговых гаванях, превышает 80%. Хотя еще 5-6 лет назад аналогичный показатель, по данным ГФС, был вдвое ниже - 40%.

Офшоризация экономики становится ключевой угрозой национальной безопасности. О глубине этих процессов ярко свидетельствует один факт - Президент Порошенко является фигурантом двух из трех крупнейших мировых офшорных скандалов последнего десятилетия (Panama papers и Paradise papers).

Но, наряду с олигархической офшоризацией украинской экономики, существует другой, не менее важный аспект массового использования оффшорных юрисдикций и налоговых гаваней - вынужденное их применение добросовестным бизнесом. Для него вывод капиталов - почти единственная возможность сохранения инвестиций от поглощения и преступной конфискации вследствие невозможности справедливой судебной защиты интересов в Украине.

Следует признать очевидное - в Украине жизненно необходимо создать предпосылки именно для добровольного возвращения капиталов. Потому что опыт многих стран, в том числе и украинские реалии, показывает - любая силовая попытка возвращения в страну капитала, особенно в условиях низкого доверия граждан к институтам власти и при значительном уровне коррупции, будет обречена на неудачу.Потому что наказаны будут единицы, а основная масса нарушителей откупится, генерируя новую волну коррупции, и снова убежит, пряча деньги и активы.

Мы в партии "Основа" считаем, что офшорный вопрос может быть решен только мирным путем - через внедрение так называемых программ раскрытия информации.

Они действовали и действуют в 47 странах мира, в частности, в странах со стремительным развитием экономики - Индонезии, Бразилии, Ирландии и Мексике. Еще одним из удачных примеров является израильская voluntary disclosure procedure, которая в декабре 2016 г позволила 7500 налогоплательщикам легализовать активы стоимостью 30 млрд шекелей (около $10 млрд). Эта программа, кстати, продлена до 31 декабря 2019 года.

Политическая партия "Основа" решила предложить Украине именно такой путь - заключение мирного экономического договора между государством и бизнесом в рамках Программы раскрытия информации. Лидер партии "Основа", народный депутат Сергей Тарута зарегистрировал 14 декабря в парламенте законопроект № 9405. Он предусматривает введение особенностей декларирования и налогообложения активов стоимостью свыше 150 тыс.грн и доходов физических лиц в рамках Программы раскрытия информации.

Программа будет действовать 18 месяцев, и включает две составляющие.

Во-первых, проведение по состоянию на 31 декабря 2020 года одноразового декларирования имущественного положения, активов (доходов). При этом, не нужно подавать декларацию, если суммарная стоимость объектов декларирования менее чем 2 млн.грн. Предельный срок подачи декларации - 1 мая 2021 года.

Во-вторых, введение с 01.06.2019 г по 01.10.2020 г особенностей взимания НДФЛ с активов (доходов), которые не задекларированы в прошлых периодах.

Все граждане Украины получат право применить указанные особенности по следующему алгоритму:

шаг 1 - подача заявления на участие в Программе без/или с предварительной идентификацией лица (то есть, существует анонимная процедура!);

шаг 2 - контролирующие органы принимают заявление и подписывают письменное соглашение (подтверждение о включении в Программу), тем самым запуская процедуры защиты от уголовного и административного преследования, неразглашения информации по соглашению, защиты репутации и т.п.;

шаг 3 - участник Программы платит налог по ставке 5% от стоимости актива/дохода. Но, в случае покупки ОВГЗ сроком от 5 лет, что предусматривает возвращение средств в Украину и их долгосрочное инвестирование в потребности страны, активы не облагаются налогом;

шаг 4 - по факту уплаты налогов физлицо получает государственный сертификат, при этом осуществляется идентификация лица, использовавшего анонимную процедуру.

Программа предусматривает предоставление ряда государственных гарантий, в частности:

- освобождение от обязанности предоставления информации об источниках получения активов и от мероприятий налогового контроля со стороны контролирующих органов (кроме сверки документов и данных);

- сохранение соответствующими госорганами и их должностными лицами тайны относительно персональных данных и другой информации, содержащейся в соглашении или специальной декларации;

- освобождение от административной ответственности, штрафных (финансовых) санкций, пени в сфере налогового и валютного законодательства;

- освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса Украины).

Отмечу, что ПРОГРАММА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИЕЙ, поскольку актив облагается по стандартным ставкам НДФЛ. Также эта ПРОГРАММА НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА КОРРУПЦИОННЫЕ КАПИТАЛЫ и имеет предохранители от их легализации.

Любые международно подсудные источники накопления капиталов, как и раньше, подпадают под уголовное преследование как через механизм борьбы с отмыванием грязных денег, так и через преследование самой коррупции. Любая связь лица с коррупцией, включая политическую, автоматически выводит участника из-под действия Программы и не дает никаких гарантий защиты и неприкосновенности.

При условии удачного проведения правительством просветительской кампании по популяризации Программы раскрытия информации, капиталы, вынужденно выведенные бизнесом, получат возможность легально вернуться в страну и начать работать на ее благо. Они будут стимулировать экономический рост, создание новых рабочих мест и прекращение зависимости страны от внешних кредиторов.

Потенциально, в течение 2019-2020 гг правительство сможет разместить ОВГЗ на $10-15 млрд, что значительно снизит долговую нагрузку. Это особенно актуально ввиду того, что прогнозные платежи по погашению и обслуживанию государственного долга в 2019-2020 гг, по данным Министерства финансов Украины, составляют 610,83млрд грн.

Также, нулевое декларирование сделает невозможным накопление и использование активов "из ниоткуда", что значительно ограничит сферу "комфортной" легализации коррупционной ренты и преступных капиталов.

Поэтому мы предлагаем украинскому парламенту уже сейчас, не дожидаясь выборов 2019 года и смены состава правительства, начать работу по подготовке к заключению мирного экономического договора между государством и бизнесом.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику