Цензор.НЕТ

19.02.19 10:18

Транзит через Украину: курс на уничтожение

С первых дней своего "исполнительного руководства" (более 2-х лет, в нарушение законодательства "исполняет руководителя" стратегического предприятия Украины, т.е. Администрацию Морских портов, иностранный варяг неизвестной квалификации, без конкурса и без гражданства Украины), генеральный курс Администрации был изменен вектором на уничтожение транзитных перевозок через наши порты. Достаточно вспомнить одну из первых фраз этого "руководителя" в должности:

И можно признать, что за 2 с лишним года такого намеренного руководства портовой отраслью Р.Вецкаканс (и.о. главы АМПУ), ему это удается с лихвой. За 2018 год объем перегрузки транзитных грузов в портах упал еще на 15% по сравнению с 2017 годом, снизившись до жалких 10% в общем объеме перевалки. До кризиса с Россией транзит составлял 30% в работе украинских портов. Можно, конечно, сетовать на падение прежде всего российского транзита. Но есть же еще белорусский с юга, молдавский, шелковые пути Китая. То есть эти направления существуют, но в зазеркалье, т.к. сама политика временного руководства Администрации портов направлена в совершенно другую сторону…

Нельзя не отметить в транзитном вопросе Администрации портов постоянную моральную и "профессиональную" поддержку со стороны Министерства Инфраструктуры, Министра Омелян В.В.. Для того, чтобы про транзит в нашей стране не забыли окончательно, 2 года назад были созданы Транзитный Совет при КМУ и Логистический комитет при КМУ. Поскольку возглавили эти "органы" какие-то невнятные для реальной работы вице-премьеры, то на этом все закончилось для транспортного бизнеса и транзитных успехов Украины. Те, кто знаком с транзитными перевозками не по слухам, хорошо понимает, что ничем другим, кроме как пустопорожней болтовней чиновников, темы с созданием Советов и Комитетов при КМУ и не могли закончиться. Любому и каждому логисту с десятком контейнеров постоянной работы с юга на север или запада на восток достаточно один раз попробовать "транзитный потенциал Украины", чтобы любому и каждому своему коллеге посоветовать напрочь забыть про "Транзитные Советы и Логистические Комитеты" от всех этих Омелянов, Кистионов, Гройсманов, Вецкагансов и иже с ними.

Ниже карта прошлого года развития китайского "шелкового пути". Для 2019 ничего не поменялось. Путей для "шелковых" много. Через Украину - нет и близко. Нет планов хоть что-то возить у всемирного инфраструктурного инвестора - Китая через "великую транзитную" Украину. Для Турции такие планы есть, для Белоруссии есть (уже внедряются на миллиарды долларов), для Грузии и Румынии есть… Для всех соседей Украины найдется понемножку или много. Только не для Украины.

Решил лично проверить. Звоню паре прежних транзитеров в Россию. Интересно, что даже после 2014 года продолжали возить транзит из Китая и Турции в Москву. Ответ: "Все заканчивается. Последние контейнеры вывозим. И те стоят на украинских досмотровых рампах". Больше заказов нет. Еду сам на рампы Одесского порта. Простои в ожидании "досмотров" до 2-х суток. Ничего не находят мытари, но стоять ждать свободного места, грузчиков надо. Система такая… Более того, за постановку вне очереди уже есть возможность заплатить 50-100 долларов диспетчеру частной рампы. Если очень логисту в рейс надо с срочным транзитным грузом. Т.к. диспетчер, рампа, грузчики - частные, то эта мзда и взяткой уже не считается… Оплата за "транзитную услугу". Таможня создает очереди на сутки-недели, а за ускорение можно и подмазать… Как только это потом убедить в компенсации этих расходов иностранного владельца транзитного грузопотока никто не подскажет. Тем более, Транзитные Советы и Логистические Комитеты при КМУ…

На фото ниже фрагмент платной стоянки для ожидания платных таможенных досмотров в Одесском порту. 2 дня назад снимал. По состоянию на вчера в очереди ожидания стояли не менее сотни грузовиков уже после погрузки в порту, т.е. только в ожидании бесполезного досмотра и разрешение на выезд из порта. Часть стоит уже 2-е сутки. А ведь стоят грузовики еще и перед портом, т.е. до погрузки. На портовом шлагбауме Одесского порта также можно пару суток провести даром… О развитии ситуации с ведущим платным шлагбаумом Одесского порта, который проиграл АМКУ все суды, заплатил штраф 5 млн. грв в бюджет, но свободный проезд в порт так и не открыл, в следующих публикациях.


Сколько стоИт из этих на-стоЯщих мастодонтов машин с транзитными контейнерами - не выяснял. Мало. Уже практически нет транзита в портах. Смысла нет сутками стоять на территории Украины, когда ездить надо… Из последних крох: молдаване тщательно следят за нашей ситуацией в портах. Им выгоднее возить через наши порты только, если все быстро. Если начинаются досмотры с недельными ожиданиями, тут же переключаются на маршрут Констанца-Джурджулешты. Но эти наши соседи хотя бы следят. Белорусы уже давно не смотрят в сторону Украины ни с калийными удобрениями, ни со своими тракторами, ни с импортом из Турции (еще памятны времена, когда тысячи контейнеров в месяц проходили через наши порты для Минска, Бреста, Краснодара, Ростова и даже для Самары).

При закреплении и развитии фактически нынешних планов китайских маршрутов "шелкового пути", Украине останется единственный реальный транзитный путь из юга на север. Хотя бы в Белоруссию, Польшу из Турции (быстрее получается, чем через Балтику). А когда ситуация с агрессивным северным соседом станет благоприятнее, то и нужно будет возвращать перевозки в сторону России. Потенциал у Украины территориальный еще есть. И для китайских грузов (юг Китая), и для турецких грузов в сторону севера. Русские порты всего не охватывают в своих перевозках. Но и это только теоретически! Для любого возрождения транзитных перевозок сразу встанут следующие препятствия.

Из главных которые:

  1. Нет дорог для быстрой и качественной перевозки транзитных грузов. Например, даже маршрут юг-север в восточную Белоруссию и центральную Россию идет через центр Киева со всеми городскими пробками и проблемами. А про авто-дороги рокадного направления с востока на запад лучше и не упоминать, т.к. они вообще не годятся для транзитных перевозок в международном сообщении.
  2. Уже фактически нет водителей-дальнобоев, которые ногами проголосовали против бесконечных и дармовых простоев внутри Украины. Т.е. массово, спокойно, уверенно отрабатывают теперь "водительский хлеб и колбасу" в Польше, Европе. Ездят строго по графику, нигде не стоят, не унижаются перед каждым постом на дороге. Крутят баранку и не собираются возвращаться. А то, что от семьи далеко, так дальнобою привычно…
  3. С нашей налоговой системой украинский автоперевозчик транзита полностью неконкурентен соседям. При покупке-лизинге дорогущего нового автопоезда в работу (дешевый в Европу могут и не пустить) украинец заплатит родненькому государству до 35% налогов в бюджет сразу, т.е. даже не приступив к работе (НДС, пошлина, регистрационные платежи), т.е. получит основное средство для работу изначально на треть дороже, чем любой европеец. Последнему Вольво, МАН и т.д. дадут в лизинг автопоезд на похожих условиях, как и украинцу, но от наших же авансовых налогов они не освободят. Как конкурировать в таких условиях в борьбе за транзит? Вот его и нет уже. Т.к. возить не по чему, возить некому, возить нечем…

Зато в стране есть Транзитный Совет при КМУ и Логистический Комитет там же. При полном отсутствие понимания этой работы у высших чиновников. А также нежелании хоть что-то делать у чиновьей братии пониже. Если, конечно, в действия и.о. главы Администрации морских портов Р.Вецкаганса нет прямого умысла по уничтожению транзита через территорию Украины. Подтверждающие этот тезис факты есть и уже неединичные.

Когда, например, под Керченским мостом иностранные суда начали стоять по несколько дней в ожидании прохода под погрузку в наши азовские порты, вся высшая чиновничья братия отметилась в прессе. А когда сотни и сотни автопоездов даром вынужденно стоят неделями в портах Большой Одессы (чиновники об этом отлично знают), никто даже не удосужился проверить у дальнобоя, как ему даром стоять на морозе в порту…

Что говорить, когда в представленной недавно программе приоритетных направлений развития портовой инфраструктуры на 2019 год слово "транзит" вообще отсутствует. А в лексиконе отраслевого Министра Омелян ВВ слово "гиперлуп" встречается в десятки раз чаще, чем тот же "транзит". А ведь Министр раньше, до "гиперлупа", слово "транзит" уважал… Когда доживет Украина до "гиперлупа" еще неизвестно, но "транзит" мы уже теряем катастрофически, г-н Министр. И это беда не для вас, министры гипер-лупов, а для тысяч дальнобоев, которые реально кормили свои украинские семьи из этой своей работы.

И напоследок. При обслуживании транзитных перевозок иностранному заказчику категорически нельзя советовать обращаться в украинский суд. Если груз этого заказчика был без причины задержан, вскрыт, частично испорчен при разного рода досмотрах, взвешиваниях и т.д., то заказчик либо потребует, чтобы его дополнительные непредвиденные нормальным транспортным процессом расходы были компенсированы за счет украинского экспедитора, перевозчика, либо просто уйдет с нашей территории навсегда. Случаев обращения в суд с компенсацией расходов при транзитной перевозке - единицы. Случаев получения живых денег в качестве компенсации из украинского бюджета при транзитной перевозке вообще нет. Поэтому в качестве примера приведу редкий судебный прецедент разбирательства экспедитора с таможней из-за очередных жутких расходов предпринимателя по вине гос.органа. Ссылка на судебное решение с попыткой компенсировать убытки из-за простоев на таможенном оформлении в порту Одесса. С 2015 года пытаются компенсировать потраченные на простои транспорта более 500 тыс. грв. терпилы. Все круги судебного ада прошли до высшей инстанции. Дело опять в суде первой инстанции. Через 4 года… Будет западный (турецкий, египетский, китайский…) транзитер пользоваться украинскими возможностями для перевозки своих грузов через Украину при таких примерах защиты его прав? Ни за что! Да, и для чего, когда рядом полно других возможностей для свободного перетекания грузов.

И напоследок. Закон о Транзите Украины предполагает для авто-транзита всего 2 документа. И предупреждает об ответственности за препятствие транзиту. Я предлагаю Министру Омеляну ВВ лично попробовать проехать с грузовиком через любую украинскую границу с документами, указанными в Законе. Проехать по нашим дорогам, а потом выехать из страны, чтобы быстро и качественно закончить перевозку. Только лично попробовав весь маршрут, Министр сможет реально оценить, чем же он занимался все годы своего "министерства" и надо ли было столько усилий вкладывать в "гиперлуп", когда в эти годы транзиту можно будет сказать окончательное украинское: "Прощавай". Зато в Украине будет "гиперлуп"… Вместо транзита… А, еще останутся Транзитный и Логистические Советы-Комитеты при… совершенно пустопорожней деятельности чиновников… Профессионалы нужны в управлении стратегическими отраслями. Патриоты, а не заезжие варяги. Пока в управлении инфраструктурой Украины имеем все наоборот… Пиар и красивые словечки: гиперлуп, концессия стратегия… уже не помогают скрыть провалы в отрасли…

Александр Захаров

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику