Цензор.НЕТ

05.04.19 12:19

С каких схем надо начинать в новой таможне

Президента уже-еще выбираем, начальника всея таможни уже выбирают... Кто будет за 25 тыс. грв. в мес. "руководить" украинской таможней в десяток с гаком тыс. "преданных" и "нищих" работников, еще неясно, но!

Одна из схем взимания кэша должна быть уничтожена. Я имею ввиду окэшивание в портах на незаконной "визировке" и назначении форм "государственного контроля". В чем схема и нюансы применения?

Объясняю:

1. "Визировка" - такое себе придуманное коррупционерами-логистами Одесского порта действие по "обилечиванию" таможней процесса запуска пустых грузовиков в порт или получение разрешения от "государства" на въезд пустого грузовика в порт. Начинается с создания и регулирования очередью при этой "визировке". Т.к. сама "визировка" - незаконная, то контроля в действиях инспекторов начальством, механизмов противодействия коррупции нет и не предусмотрено. Наоборот, имеем, как минимум, 2 способа вымутить кэш из экспедиторов:
• месячный абонемент, т.е. быстрая, вне очереди, визировка определенных компаний "на обслуживании". Суммы могут доходить до 5 долл. с к-ра, т.е. иногда стоимость абонемента составляет до нескольких тыс. в мес.долл..
• разовые услуги по быстрой визировке, например, чтобы не стоять в порту перед выходными или длинными праздниками. Т.к. инспектора и экспедиторы работают уже годами "бок о бок", прекрасно знают друг-друга, система работает "как швейцарские часики". Откровенно наглого игнора при оформлении поданных на "визировку" в БД доков уже нет, но в любой момент инспектор может искусственно создать и немного "подоить" жаждущих быстро проехать.

2. Назначение форм контроля. Хотя процесс назначения выписан в законодательстве так, что особенно в сторону не дернешься, в пунктах пропуска "порт" таможенный процесс работает по полностью другим схемам. Опять же спасибо Одесскому порту, который в пропихивании частной программы для коррупции, т.е. ИСПС, извратил нормальный рабочий процесс впуска пустых машин в порт. И получается, что назначение государственных форм контроля для пустых машин выполняется через незаконную частную программу ИСПС, этот интерфейс работы таможни юридически не сертифицирован и не соответствует законодательству. Инспектор может или сам вставить любую причину, или найти вариант через СУР, АСАУР, вайбер от СБУ и пр. придумать какую-то залипуху и безнаказанно вставить "причину для формы контроля". Так как вся процедура полностью "мимо законодательства", то оспорить назначение каждой формы контроля, потребовать законности - физически и фактически невозможно. И по причине того, что документы от "ИСПС" ни один суд не признает доказательством, и по причине того, что стоит транспорт и "капают расходы", т.е. платить кэш инспекторам в карман часто вынужденно приходится. Если не платить, то надо стоять 2-3 дня в ожидании очереди и далее досматриваться за счет клиента... Можно "отмениться" или уменьшить "форму контроля", но это тоже кэш расходы "за решение". В зависимости от вида груза и смены на "визировке" от 50 до 500 долл. за "ящик" или за наряд. Как договоришься. В л-случае, на назначении форм контроля в месяц инспектору реально несколько тысяч долларов себе домой принести и начальству что-то вымутить. Процесс полностью не контролируется государством, пронизан возможностями для коррупции, естественно, устраивает всю таможенную братию при портах и выше.

3. Идем далее. "Форму контроля" назначили: досмотр, взвешивание, таможенный сканер. Сканер обычно не назначают, т.к. с него ничего не вымутишь "на карман". Досмотр: 20%, 50%, 100%, выборка прохода, с раскрытием грузовых мест, с фотографированием и пр.. На каждую операцию есть свои расценки. Например: просто подойти к к-ру, открыть дверь, поменять пломбу, убедиться, сфоткать и т.д. можно обойтись в 50 долл.. Уговорить делать не 100%, а выгрузить всего 20% груза - от 100 до 300 долл.. В любом случае, за выгрузку, порчу всего груза, потерю товарного вида заплатить надо будет больше... А если груз технологически очень сложно запихнуть обратно в контейнер после досмотра и "таможенного ковыряния в грузе", еще расходы будут. Можно это сделать сегодня, а можно завтра, инспектору никто ничего не скажет, но сразу возникнет вариант для "ускорения процесса". Отдельная тема - "таможенное взвешивание". В нынешнем исполнении - 100% коррупционная схема. Долго описывать "пробои" в схеме, но из основных:
• данные, которые таможня берет для "государственного решения", получены исключительно на частных весах, т.е. таможня просто сравнивает показания одних частных весов (в Китае, Турции...) с показаниями других частных весов (в Украине) и это называется "формой контроля "таможенное взвешивание".
• государством не установлена разница в показаниях весов, при которой инспектору таможни необходимо принимать "государственное решение", поэтому уже в процессе "решения" обычно возникает такой желанный кэш;
• и т.д., и т.п..

4. В Од.порту имеется на всех терминалах 8-12 досмотровых мест. Досматривают контейнеры только световым днем. Физически можно полноценно досмотреть до 50 контейнеров за световой день. Коррупционная схема "торговли очередью" при распределении мест на досмотровой рампе возникает немедленно, как только назначают досматривать больше 50 контейнеров в день. Каждый экспедитор, кому назначили "досмотр", сообщит заказчику о возможности дать кэш, уехать быстро и спокойно. Кто-то вынужденно согласится. На этом и построена вся система!

5. Сложнее было встроить коррупцию в экспортные отправки. Таможня встроила! Например: партия из 10-20 контейнеров. Лес, мука, химия, масло… Таможенник ставит "досмотр". Досматривать 10 или один контейнер? Кэш. Досматривать 20% груза в одном или в 10 контейнерах? Кэш. Вскрывать упаковку в каждом контейнере или только в 1-2? Кэш. Сколько надо заплатить инспектору, чтобы не вскрывать (резать) мешки с мукой, сахаром? Много надо заплатить, но можно договориться. Контейнер уже стоит в штабеле для отправки на судно? Переставить все контейнеры и опустить вниз для досмотра нужный - 50-100 долл.. Если в партии 10-20 контейнеров, то надо для инспектора достать, посмотреть? Кэш.

6. Все досмотровые операции проводятся частными грузчиками. Недостачи, воровство любого ценного груза - постоянное явление. Системы учета, хранения, охраны на досмотровых рампах, в порту нет. Якобы, есть видео-камеры, но они никому не нужны, когда все участники повязаны коррупцией и схемами вымогательства. Особенно хорошо можно "отовариться" при досмотрах "транзитных" грузов: владельцы очень далеко, из-за пары ящиков мыла, зубной пасты, десятка коробок обуви никто не будет судиться, доказывать что украли украинские таможенники нет экономического смысла. Таможне пара ящиков мыла или обуви в прок, а государству - позор, но кого это волнует…

7. Уже почти 10 лет активисты доказывают чиновникам от государства, что все эти формы "государственного контроля" в портах - фикция и коррупция. Про это говорят и официальные цифры. Результативность этой деятельности в портах менее 0,3%. Т.е. государству от этой "деятельности" - вообще ничего не достается.
Когда будет назначен новый начальник всея украинской таможни, кто будет "возле тела", покажите, подскажите ему этот анализ. Может быть, хоть от одного коррупционного позора получится быстро избавиться в наших таможнях и портах. Очень надоело позориться перед всем миром с этой почти вечной махровой коррупцией в наших портах.

Еще раз, после грузинской команды:

  1. Для переформатирования процесса пропуска грузов в портах "без коррупции" не надо изменений в законодательстве! Этот процесс сейчас "проходит" мимо законодательства.
  2. Переформатировать процесс пропуска в портах можно за месяц, не более. Тем более, что основную работу, т.е. "единое окно", уже внедрили и оно работает.
  3. Следующая задача: оплата за фактические формы контроля – за счет инициатора.

И можно будет транзит привлекать, грузы с западной Украины возвращать. Т.е. честно работать…

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику