Цензор.НЕТ

28.11.19 10:00
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.

Контейнерно-тендерный беспредел по-полтавски

Сегодняшняя Полтава, вне всякого сомнения, стремится стать самым чистым безотходным городом в Украине, с таким рвением местная власть занялась закупкой всевозможной техники и, главное, баков для раздельного сбора мусора. Правда, есть сомнения, что в казне останутся деньги на топливо для мусоровозов и зарплату работникам, когда контейнерно-тендерная кампания подойдет к завершению.

Хронология закупки мусорных контейнеров для Полтавы гласит, что, по данным на 2008 год, в городе было установлено 1544 евроконтейнеров. В 2010 годах их насчитывалось уже 1887, в 2012-м профильное КАТП-1628 закупило 335 контейнеров, в 2014-м – 465, в 2015-м - 500 и, наконец, в конце 2017-го – 300.

С этими последними 300 контейнерами вышла незадача. В начале 2019 года неожиданно выяснилось, что они якобы бракованные, а потому для использования по своему прямому назначению не годятся. Правда, как оказалось, полтавские коммунальщики нашли им применение, начав переделывать их под раздельный сбор мусора.

С точки зрения закона, а главное, бережного отношения к средствам громады, на которые были закуплены 300 "некондиционных" контейнеров, такое поведение полтавских властей и КАТП-1628 выглядит более чем странно. Ведь стандартная гарантия на такой товар действует два года. Иными словами, сообщить поставщику о браке и потребовать его исправить был бы совершенно логичным действием для заказчика. Вместо этого КАТП-1628 занялось переделкой контейнеров под раздельный сбор (что, к слову, снимает с поставщика любую ответственность за качество товара), а в местном информационном пространстве начало раскручивать тезис о бракованных баках и недобросовестном поставщике.

Из последующих публикаций на сайте "Полтавщина" становится понятным, что КАТП-1628, готовило рекламации, но, скорее всего, так и не направило их - просто потому, что все 300 контейнеров уже были переделаны, а значит, исправлять "брак" поставщик теперь не обязан.

Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны.

В сентябре 2018 года в Полтавском городском совете произошла "бархатная революция". Местные депутаты 29 голосами из 42 выразили мэру города Александру Мамаю недоверие и отправили его в отставку. Каким градоначальником был Мамай нужно спросить у самих полтавчан, хотя мнения здесь наверняка разделятся. А вот тот факт, что он дважды становился мэром, получая внушительную поддержку горожан - 61,64% голосов избирателей в 2010 году и 62,56% голосов в 2015-м – говорит о многом.

К смещению Мамая со своего поста приложили руку народный депутат 8-го созыва Сергей Каплин и его помощник, а позднее депутат горсовета Александр Шамота. Последний и стал фактическим мэром после ухода Мамая, заняв должность секретаря городского совета. На это же время, осень 2018 года, приходится возвращение во власть Алексея Чепурко - с 24.09.2018 заместитель мэра по вопросам деятельности исполнительных органов (эксплуатации и развития городского хозяйства) и назначение директором КАТП-1628 Тараса Бойко.

Осмотревшись на новом старом месте, Чепурко и Бойко поняли, какой клондайк лежит перед ними, и взялись за дело. Триста "бракованных" контейнеров, которые при Мамае приобрели в конце года – вполне возможно, чтобы потратить часть неосвоенных бюджетных средств – начали переделывать под раздельный сбор мусора. Цена вопроса – 1000 грн за переделку одного контейнера. Сколько при этом реально стоила переделка, вопрос открытый. Но если вся "реконструкция" обошлась громаде в 300 тысяч, то представить, что часть этих средств была, скажем так, позаимствована, несложно.

Ввиду сказанного вопрос, почему КАТП-1628 так и не оформило претензию к поставщику, снимается автоматически. Потому что тогда не было бы возможности заработать на переделке контейнеров. Но все это лишь преамбула к марлезонскому балету. Начав с переделки под раздельный сбор мусора "бракованных" баков, КАТП-1628 перешло к массовой закупке таких контейнеров – постановив, что емкости под раздельный сбор должны быть в 1,5 и более раза дороже аналогичных предложений на рынке. А чем выше цена и больше количество закупаемых контейнеров, тем больше гешефт – если только правильно организовать и провести тендерную закупку.

Так в недрах полтавской мэрии родилась идея о закупке в 2019 году 900 (!) контейнеров для раздельного сбора мусора, еще 300 – для смешанного, а сверх того 70 контейнеров большой вместимости (на 4 тонны) для крупногабаритных бытовых отходов. Ну, и конечно, для обслуживания такого количества разных контейнеров понадобились новые современные мусоровозы (включая два портальных), а также куча другой уборочной и грузовой техники – всего, ни много ни мало, на 63,1 млн грн в текущем бюджетном году. При этом вишенкой на торте стала покупка автомобиля для мойки и дезинфекции мусорных контейнеров, единственного в Украине - стоимостью 6 млн 790 тыс. грн.

И, конечно же, в местных СМИ все эти приобретения разрекламированы были как результативная работа Алексея Чепурко, Тараса Бойко и их партийного босса Александра Удовиченко (все – партия местного разлива "Рiдне мiсто") – ведь не успеешь оглянуться, новые местные выборы, а это значит, что полтавчане должны знать, кто их главные благодетели.

Найти другой такой город в Украине, в котором за один год приобретают столько современных машин для нужд ЖКХ, непросто. Одно плохо, все закупки так или иначе сопровождаются сообщениями о существенно завышенных ценах, достаточно взглянуть на заголовки того же сайта "Полтавщина":

Полтава отримала сміттєвози за ціною 4,1 млн грн кожен — це на мільйон дорожче від аналогічних закупівель

Полтавське КАТП-1628 відмовилося купувати дешевші трактори, бо знайшло помилки у довідках постачальника

Каплін: Востаннє пробачаю непрофесіоналізм "Полтавщини" — жодних переплат за комунальну техніку не було і не буде

Полтава замовила 6 тракторів за завищеною ціною

Само собой, разбираться с качеством закупки на столь внушительные деньги, а заодно наличием (или отсутствием) коррупционного умысла в деяниях полтавских чиновников - удел компетентных органов. Мы же продолжим разговор о контейнерах для раздельного сбора мусора и масштабе вероятного ограбления громады в результате этой закупки.

Развернув кампанию по переделке 300 "бракованных" баков, дельцы от полтавской власти не только предположительно подзаработали на переделке, но и стали внушать горожанам мысль о высокой целесообразности и рентабельности внедрения раздельного сбора мусора. С этой целью в новостях стали появляться сообщения о том, сколько уже заработало КАТП-1628 на сдаче вторсырья, полученного от такого сбора.

При этом сомневаться в том, что такая информация публиковалась намеренно, не приходится хотя бы потому, что, согласно принятой в декабре прошлого года Программе развития жилищно-коммунального хозяйства на 2019 год, на освещение деятельности управления ЖКХ исполкома было заложено 199 тыс. грн.

Итак, рентабельность раздельного сбора ТБО по-полтавски.

06.03.2019 сайт "Полтавщина" сообщил об установке в городе первых 50 (из 300) переделанных баков, а заодно – о том, что с декабря 2018 года (т.е. за три месяца) КАТП-1628 уже заработало на вторсырье 150 тыс. грн. Эта первая цифра была самой скромной, и, скорее всего, наиболее близкой к правде.

По мере того, как глобальная закупка аж 900 емкостей для раздельного сбора приближалась к своей реализации, возникла необходимость назвать более убедительные цифры рентабельности такого сбора. Очевидно, поэтому 6 ноября Тарас Бойко сообщил, что с начала года (т.е. за 10 месяцев) удалось заработать аж 1 млн 800 тыс. грн на сдаче добытого вторсырья.

Дальше всех пошел ресурс Depo.Полтава, который, сославшись на PTV Полтавське Телебачення, назвал 2,6 млн грн за девять месяцев. Откуда такой разброс в цифрах, вопрос риторический – возможно, просто врали, не запоминая и не задумываясь.

Чтобы понять, насколько названные цифры соответствуют действительности, сравним их с открытыми данными разрекламированного эксперимента по раздельному сбору мусора в г. Вышгород Киевской области. Там в 2018 году за полгода – в продолжение которых велась широкая разъяснительная кампания – удалось собрать 160 тонн вторсырья со 177 контейнеров.

В случае с Полтавой речь идет о 296 контейнерах, которые на начало ноября использовались все без исключения в лучшем случае тоже полгода, т.к. в начале марта установлено было всего 50 контейнеров и еще 100 планировали поставить в течение месяца.

Путем простого подсчета получаем, что за полгода работы полтавские коммунальщики должны были собрать со всех 296 контейнеров порядка 270 тонн вторсырья: 296 конт. : 177 конт. = 1,67, следовательно 1,67 х 160 т = 267,2 т.

Еще четыре месяца можно в лучшем случае считать по уровню Вышгорода: 160 т : 6 мес. = 26,7 т, соответственно 26,7 т х 4 мес. = 106,8 т. В итоге при самом оптимистическом сценарии имеем 374 тонны (267,2 + 106,8) вторсырья за 10 месяцев. Именно в этих пределах и должно было собрать рассортированного мусора КАТП-1628.

Если же поверить на слово Тарасу Бойко, но проверить его слова элементарным подсчетом, то официальная полтавская статистика за те же 10 месяцев тяготеет к цифре в 600 тонн: 1 800 000 грн : 3 грн (средняя цена за кг вторсырья) = 600 000 кг. О полтавском телевидении и говорить не приходится: их 2,6 миллиона якобы заработанных коммунальщиками гривен эквивалентны аж 867 тоннам.

Разумеется, арифметика средних цифр не дает точных данных. Но она точно может сказать, есть обман или нет. В случае с КАТП-1628 объемы собранного вторсырья завышены минимум на треть. Хотя если посчитать по собранному ими пластику, то выручка от этого наиболее дорогого вторсырья за 10 месяцев могла составить около 690 тыс. грн. При очень низкой цене стеклобоя выходит, что полтавчане должны были все это время просто тоннами тащить на мусорки макулатуру – чего, разумеется, не происходило.

Теперь вернемся на исходную позицию, к тендеру на 900 контейнеров для раздельного сбора. Вполне очевидно, что руководству КАТП-1628 пришлось называть грандиозно завышенные цифры выручки от вторсырья, чтобы оправдать такую большую закупку дорогих контейнеров. И здесь мы выходим на самую занимательную часть истории – то, как тендерный комитет коммунального предприятия проводит конкурсные закупки.

Оказывается, из тендера в тендер КАТП-1628 под формальными надуманными предлогами отклоняет документы всех соискателей, стремясь допустить на аукцион только две фирмы. Классика жанра под названием "обойди Prozorro" говорит о том, что это тот самый случай, когда обе допущенные фирмы свои, ручные - только одной достается роль победителя, а другой функция проигравшего, обязательной декорации.

Так было в конкурсе на закупку больших четырехтонных контейнеров – но в дело вмешался антимонопольный комитет Украины (АМКУ), который признал правомерной жалобу одного из участников и допустил его до торгов. Так было и в конкурсе на баки для смешанного, и раздельного сбора мусора.

Детально с обстоятельствами тендеров можно ознакомиться по ссылкам:

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-04-11-003343-a (большие контейнеры) (https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-11-16-000077-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-11-16-000072-b).

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-05-06-001997-a (баки для раздельного сбора мусора)
(https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-30-001760-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-30-001802-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-30-001786-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-30-001816-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-11-16-000059-b).

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-05-06-001990-a (баки для смешенного сбора мусора)
(https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-28-000318-b;
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-28-000318-b)

При этом изучение тендерной документации говорит о том, что условия подачи документов, сроки для постановки вопросов организатору закупки ставились минимальные, а требования к документам участников, наоборот, расширенные, с явным нарушением процедуры и превышением полномочий. И когда участники, обратившись с жалобой в АМКУ на дискриминационные действия тендерного комитета, получали решения в свою пользу, эти решения выполнялись полтавским коммунальным предприятием сугубо формально. Наконец в ход шла и вовсе отмена тендера – после чего буквально в тот же день объявлялся новый конкурс с абсолютно теми же условиями.

В случае с 900 контейнерами автотранспортное предприятие №1628, стремясь допустить до аукциона только "свои" фирмы – кстати, все они в том числе имеют автомобильный профиль деятельности (конечно, случайно) - отменило большой тендер и разбило его на четыре малых.

Согласно ч.4 ст.10 Закона Украины "Про публiчнi закупiвлi", этот маневр позволил сократить время торгов, так как по каждому из четырех тендеров ожидаемая стоимость получилась меньше 133 тыс. евро. Почему такая спешка, понять несложно. Год заканчивается, и нужно успеть "освоить" бюджетные деньги, ведь сумма приза за проворность выходит приличная – порядка 6,5 млн грн с учетом разницы в ценах, предлагаемых фаворитом гонки и аутсайдером. Более того, условия по всем четырем тендерам прописаны настолько жестко, что выполнить их "не свои" фирмы просто не могут. Так, в пункте 2.1 предлагаемого к подписанию договора сказано:

Поставка Товару за даним Договором має бути здійснена не пізніше 2-х (двох) календарних днів з дати отримання Постачальником офіційної заявки від Замовника. При цьому надіслання заявки на поставку Обладнання проводиться Замовником засобом факсимільного, електронного зв`язку або письмово. При цьому… датою, від якої починають обчислюватись строки поставки Обладнання Постачальником, вважається дата заявки Замовника (реєстраційний вихідний номер Покупця). Форма заявки наведена у додатку №3 цього договору та є його невід'ємною частиною. (детально - https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2019-09-30-001802-b)

Любой мало-мальски грамотный человек, даже не юрист, скажет, что данное условие физически невыполнимо - особенно, если учесть, что, согласно приложению №3, поставить нужно единовременно всю партию продукции. А просрочка всего одного дня карается штрафом в размере 5% от общей стоимости – что в данном случае составляет от 100 до 169,5 тыс. грн в зависимости от результата торгов.

Одним словом, еще немного – и полтавская городская громада потеряет часть с таким трудом зарабатываемых бюджетных средств. Но даже если афера с закупкой 900 контейнеров по существенно завышенным ценам городской власти не удастся, полтавчане могут смело спросить с нее за саму идею приобретения контейнеров, окупить которые при раздутой рентабельности едва ли возможно за 5 лет гарантийного срока эксплуатации.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику