Цензор.НЕТ

29.11.19 12:33
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.

Будущее вскладчину: о принципиальной важности краудфандинга в Украине

В современном бизнесе популярна мысль, что в основе всякого успеха лежит невероятная идея. Найти голубой океан и преуспеть – мечта всякого начинающего стартапера. И все это верно, ведь мы живем в эру экономики инноваций, но принципиально важно, чтобы идеи не растворялись в мечтах. А для этого нужны деньги.

Везде в мире стартап-экономика держится на логике инвестиционных фондов и бизнес-ангелов. И в Украине эта территория в последние годы тоже начинает значительно развиваться. Однако ресурсы на проект куда сложнее получить, если он лишь на стадии идеи и бизнес-плана. Как правило, от предпринимателей ожидают уже каких-то этапов реализации. Но, чтобы эти этапы пройти, необходимо тоже вкладывать деньги. Таким образом, развитие малого бизнеса сейчас невозможно без заемных ресурсов.

Поддержка государства? Номинально она существует, но по факту всякое начинание в нашей стране сопряжено с бюрократическими проволочками и длительными периодами ожидания. Проходя все круги ада отчетностей, легко растерять весь запал, а в итоге так и не дойти до реального воплощения проекта. Банковские предложения тоже часто не подходят, поскольку начинающие бизнесмены редко обладают достаточным залоговым активом. А все усиленно рекламируемые "сверхвыгодные" и "сверхлояльные" программы выглядят рискованно, а порой приводят к нежелательным последствиям в виде назойливых звонков от подозрительных лиц.

Нельзя сказать, что проблемы украинских стартаперов уникальны. В других странах мира они также возникали, но там было найдено решение – краудфандинг. Действительно, это не только способ собрать средства от доноров, но и возможность реально проверить потенциальную заинтересованность аудитории в продукте. Помимо всего прочего, такой подход еще и позволяет бизнесу быть более независимым, получая средства без привязки к крупному фонду или компании. Доноры же могут рассчитывать либо на дальнейшую лояльность от создателей продукта, либо на другие преференции.

Все настолько идеально, что, кажется, не может не сработать. И действительно, за рубежом этот опыт апробирован многократно и приносит свои плоды. Более того, растет не просто число проектов на этих площадках, но и сами площадки появляются все чаще. Примечательно, что успеха на них добиваются и украинские стартапы. Но все это удобно только в том случае, если сам продукт ориентирован на глобальный рынок. А что если он заточен исключительно для Украины?

Как ни обидно, но в Украине краудфандинг приживается с большим трудом. Показателен в этом плане опыт проекта "Одесский подкидыш" – сбор средств на фильм Георгия Делиева. При максимальном использовании инструментария и качественном подходе организаторам удалось собрать лишь небольшую часть искомых 3,7 млн грн., а спасла проект лишь поддержка нескольких крупных инвесторов, сформировавших, по сути, основной бюджет. При этом затраты на промо-компанию для сбора средств в разы превысили сумму, собранную с рядовых доноров. Безусловно, нужно помнить, что культурный продукт – особая территория и на ней общие правила не работают, но схожим негативным опытом могут поделиться многие украинские бизнес-проекты.

Причин такому положению дел много. От общего недоверия к сборам средств (еще памятна даже история с детской клиникой "Украина 3000") до неактуальности поддержки бизнеса именно сейчас. Тем более, когда в обществе преобладает мысль, что у населения и без того недостаточно денег, чтобы ими еще и делиться. Косвенно о ситуации свидетельствует и международный рейтинг благотворительности World Giving Index, подготовленный организацией Charities Aid Foundation. Украина в нем занимает 101 место из 126 стран. Разумеется, благотворительность и краудфандинг – разные территории, но готовность отдавать деньги с помощью таких рейтингов можно оценить.

Как исправить ситуацию? Очевидно, что стоит начинать с малого – сначала проекты, требующие небольших инвестиций и приносящие быстрые результаты. Чем больше их будет, тем больше будет возрастать доверие. И, конечно, все это возможно только при общем экономическом росте, когда уровень жизни населения повысится. Сейчас успешный краудфандинг все еще является исключением, но это нужно менять, потому что без него поле новых бизнес-проектов само по себе не увеличится, а рассчитывать, что все стартапы чудесным образом станут единорогами – обманывать самих себя.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику