Цензор.НЕТ

11.02.20 13:46
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.

Пару слов о концессии

Пару слов о концессии

В конце января украинские политики, члены правительства, госслужащие и бизнесмены посетили Всемирный экономический форум в Давосе. Все же помнят речь президента про гарантии безопасности для инвестиций и их бенефициаров? А про обещание в случае вливания крупных средств предоставить инвестиционного менеджера от правительства в доступе 24/7, которого в народе и СМИ уже прозвали "инвестняней"? Ну так давайте в этом ключе поговорим про инвестиции и концессии.

Государство — неэффективный собственник для подавляющего большинства предприятий. Поэтому я полностью поддерживаю решение нашего правительства по части передачи в концессию ряда инфраструктурных объектов: морских и аэропортов, железнодорожных вокзалов и автомобильных дорог. К примеру, украинские порты уже давно стали символом коррупции и неэффективного управления (кстати, началось это еще при Союзе). Так что их передача в концессию реальному собственнику, компетентному управленцу — вполне логичное и взвешенное решение.

Это действительно выгодно всем: и украинцам, и Кабмину, и непосредственно инвестору. Но только в том случае, если такие концессионные конкурсы будут проводиться открыто и прозрачно. Без этих привычных росписей «на своих». И это станет сигналом для иностранных инвесторов: "Заходите к нам в страну, инвестируйте! Это будет способствовать значительному улучшению бизнес-климата, росту прямых иностранных инвестиций, выводу заработных плат из "тени" и росту налоговых отчислений. Как минимум, в несколько раз. При этом порт по-прежнему остается в государственной собственности. Казалось бы, что тут думать?! Но… мы же знаем, как это бывает, правда?

Итак, недавно катарская компания QTerminals победила в таком вот концессионном конкурсе от Мининфраструктуры, в морском порту Ольвия (Николаев). Катарцы заявили о планах инвестировать в нашу инфраструктуру 3,4 млрд. Ребята, кто еще нам миллиарды предлагал не в ОВГЗ, а в инфраструктуру вложить? Концессионные выплаты Украине — 82 млн/год (в 16 раз больше официальной прибыли порта за 2019 год!). Согласитесь, неплохо. 3,4 млрд инвестиций в инфраструктуру порта — не из бюджета, а от иностранной компании. Выплаты в 16 раз выше, чем ранее, когда порт был под управлением государства. И как бонус — 80 млн инвестиций в инфраструктуру города Николаева. Кто откажется?

Вроде все супер, просто отлично. Но если кто-то находит, значит кто-то другой — правильно, теряет. Детенизация прибыли от работы портов не входит в планы тех, кто длительное время "сидел" на этих теневых доходах, снимая все "сливки". Поэтому я не сильно удивился, узнав, что такой же концессионный конкурс в херсонском порту в настоящее время пытаются заблокировать через суд. Ожидалось, что инвестиции компании - победителя конкурса пойдут на модернизацию существующих складских помещений, закупку новой механизации и автоматизацию процессов. Но не тут-то было.
Представляете? Государство оглашает концессионный конкурс, обещает провести его честно и непредвзято. Утверждает победителя (16 января), но вскоре (3 февраля) это решение попросту блокируется судом. К слову, инициатором подачи иска в суд выступила "Специальная компания "Морской порт Херсон", которая является консорциумом ООО "Аскет-Шиппинг" (40%) и ООО "Глобал Грейн" (60%). Конечно, Мининфраструктуры обещает это оспорить. И правильно сделает!
Ведь компания-истец была снята с конкурса, поскольку не смогла подтвердить свою платежеспособность. А зачем нам такие инвесторы? Так мы и сами можем продолжать ничего не модернизировать, дальше пробивать (не путайте с "углублять"!) дно. Мы это подтвердили на практике последних трех десятилетий.

Украинские порты, в большинстве своем, сегодня находятся в таком плачевном состоянии, что приходить туда необходимо сразу с большими деньгами, потому что слишком многое нужно сделать. Нельзя продолжать запускать стратегические объекты. Так что будем надеяться, что это "досадное недоразумение" разрешится. Давайте пожелаем удачи МИУ, министру Криклию и инвесторам.

СПРАВКА: мировой опыт концессий ///в Великобритании рынок водоснабжения единовременно разделили более 15 региональных компаний. Между ними ведется так называемая сравнительная конкуренция по показателям технической и экономической эффективности. С ее учетом формируются среднесрочные бизнес-планы и тарифы. Кто проигрывает в конкуренции, неизбежно получает меньшую доходность, теряет в стоимости акций, становится целью для поглощений и привлекает капитал в реструктуризацию. И этот эффект воспроизводится не раз в 30–50 лет, как при конкуренции на входе, а раз в пять лет с нормальной сменой неэффективного собственника.
https://www.rbc.ru/opinions/business/22/06/2017/594bd5d09a7947105e9e0452  

Получив долгосрочную концессию на управление Южным контейнерным терминалом в порту Констанца (Румыния), дирекция «Джебель Али» из ОАЭ смогла добиться увеличения грузооборота более чем на 400 % и достичь отметки 500 000 TEU на 23 ноября 2005 года, тогда как в 2004 году этот показатель составлял 100 000 TEU.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Концессионные модели широко практикуются во Франции, Италии, Германии, странах Восточной Европы (Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния, Эстония, Чехия).
Что касается Германии, типичной сферой использования концессионных договоров является система коммунального хозяйства. В качестве примера смотрите Концессионный договор города Касселя, Федеральная земля Гессен, касающийся сфер электро-, газо- и водоснабжения.
www.bujet.ru/article/63087.php

В Испании по такому принципу реализовано примерно 1\4 всех дорог в стране. Широко подобная схема внедрена так же в таких странах как США и Франция.
Условиями этой концессии предусмотрен ряд штрафных санкций в отношении обеих сторон партнерства. Так концессионер выплатит штраф, если не уложится в сроки проектирования и строительства, а концедент (гос-во), если выручка концессионера от трафика будет ниже прогнозируемой.
https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8879/

Советник генерального директора Международной финансовой корпорации по развитию (U.S. International Development Finance Corporation — DFC) Калеб Маккэрри во время встречи с министром Криклием в феврале 2020-го заявил, что DFC рассматривает возможность участия в реализации инфраструктурных проектов в Украине. https://ports.com.ua/news/krikliy-priglasil-amerikanskiy-biznes-uchastvovat-v-kontsessii-ukrainskikh-portov

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику