Цензор.НЕТ

01.07.19 14:09
Информация опубликована участником форума и не является редакционным материалом

Работает ли маятник в ваших часах?

Условно нашу планету можно разделить на два мира, два полюса: демократический (где государство подчинено обществу) и не демократический (где общество подчинено государству. Назовем его – тоталитарный).

Предположим, что в одном и другом мире установлены часы с маятником, означающим общественное настроение. В одном они работают, а в другом они стоят.

Давайте поглядим, как это устроено и что, в конце концов, лучше для людей.

Начнем с мира, условно называемого демократическим. Этот мир имеет два, опять-таки, условных полюса: либеральный и консервативный. В своем крайнем проявлении либерализм предполагает непрерывные радикальные изменения, а консерватизм – абсолютный отказ от каких бы то ни было изменений, ибо будущее не определено, а настоящее и так допустимо - с ним можно спокойно прожить остаток дней. В этом смысле, крайний консерватизм приближается по своим признакам к тоталитаризму. И все же он остается элементом демократического общества, так как ему на смену неизменно приходит либерализм, а через некоторое время (по завершению определенного общественного цикла) они меняются местами. Эта смена общественных полюсов напоминает движение маятника.

И либерализм, и консерватизм проистекают из экономики. Она, как известно, является общественным базисом. А политика, культура, идеология – надстройка над этим базисом. Меняется базис – соответственно меняется надстройка.

Итак, предположим, что общество слишком утомлено чрезмерным акцентом на производительной сфере. Обществу хочется социальных благ, гарантий дарованных государством, некоторого отступления от установленных порядков и дисциплины (упрощенно говоря: хочется отдыхать, а не работать) и оно голосует на выборах за либералов. Тем более, что государственная казна полна (заслуга работяг-консерваторов, ранее находившихся у власти) и у либералов есть достаточно средств для выполнения их хлебосольных социальных программ.

В этот момент маятник стоит в крайне левой позиции и общество, проведя демократические выборы, отпускает его. Маятник начинает разгоняться. Программы выполняются. В социальную сферу текут деньги. Люди довольны. Но не все… Льготы для производственников, с приходом либералов, прекращаются. Чтобы обеспечивать социальную сферу нужно повышать налогообложение. Начинается отток капитала, который бежит туда, где налоги меньше. Появляется безработица. Маятник, преодолев «золотую» средину (свою максимальную точку разгона) начинает двигаться вправо и замедляться. Бюджет истощен, на социальную сферу уже не хватает средств. Нужно затянуть пояса и идти работать. Маятник приближается к крайне правой позиции. На выборах побеждают консерваторы и он снова быстро устремляется, теперь уже, в левую сторону. Смена полюсов не бессмысленна (в ней проявляется механизм общественного контроля над государством), и она не проходит бесследно, она оставляет в обществе то, что называется общественным достоянием. В Западном мире оно очень высоко, в других мирах оно выглядит намного скромнее.

Теперь посмотрим, что происходит в недемократическом (тоталитарном) обществе. А собственно, ничего не происходит. Маятник там стоит на месте. Но это не беда. Если вам нужно узнать время, не смотрите на остановившиеся часы, а спросите и вам подскажут. Если вам что-то не ясно, прислушайтесь и вам объяснят. Если делать вы что-то не хотите или хотите поступать по-своему – будьте осмотрительны ибо вас остановят и накажут. О будущем вам не нужно беспокоиться – оно предопределено. О прошлом вам не стоит задумываться, оно объяснено. Ваше настоящее обеспечено, поскольку власть, поставленная Богом над вами, обязана беспокоится о ваших нуждах в достаточной степени…

Посмотрим, что писал о подобном выдающийся русский публицист "золотой эпохи" императора Николая Павловича, Петр Чаадаев: "Вы думаете, быть может, что нам угрожает революция на манер западноевропейских, - успокойтесь, слава богу, не к этому идет дело. Исходные точки у западного мира и у нас были слишком различны, чтобы мы когда-либо могли прийти к одинаковым результатам. К тому же в русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно ненарушимое, а именно - его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет… Установленная власть всегда для нас священна... Мы не говорим, например, я имею право сделать то-то и то-то, мы говорим: это разрешено, а это не разрешено. В нашем представлении не закон карает провинившегося гражданина, а отец наказывает непослушного ребенка... Идея законности, идея права для русского народа бессмыслица... Никакая сила в мире не заставит нас выйти из того круга идей, на котором построена вся наша история, который еще теперь составляет всю поэзию нашего существования, который признает лишь право дарованное и отметает всякую мысль о праве естественном; и, что бы ни совершилось в слоях общества, народ в целом никогда не примет в этом участия; скрестив руки на груди - любимая поза чисто русского человека, - он будет наблюдать происходящее и по привычке встретит именем батюшки своих новых владык, ибо - к чему тут обманывать себя самих - ему снова понадобятся владыки, всякий другой порядок он с презрением или гневом отвергнет".

Хорошо ли жить при остановленном маятнике? По-своему хорошо, спокойно и, главное, надежно! Вас не ждут никакие разочарования, ибо завтра будет таким же как вчера.

Хорошо ли жить при работающем маятнике? Возможно! Но, время от времени, бывает тревожно, а иногда наступает глубокое разочарование…

В каком из миров обитаете вы и хорошо ли вам там живется, решать, безусловно вам самим!
Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику