Цензор.НЕТ

08.08.07 17:04

Эксперты называют решение Кабмина о передаче акций «Укртатнафты» ФГИ странным...

Решение Кабинета Министров о передаче государственного пакета акций ЗАО "Укртатнафты" от НАК "Нефтегаз Украины" Фонду государственного имущества Украины отнимает у правительства последний рыночный рычаг регулирования рынка нефтепродуктов и ослабляет влияние государства на ценообразование в отрасли.

Об этом заявил ведущий эксперт Центра энергетических исследований Вячеслав Бутко.

По мнению эксперта, пока сохранялся реальный шанс перехода Кременчугского НПЗ под полный контроль "Нефтегаза Украины", другие трейдеры более охотно шли на диалог с правительством, видя в нем потенциально крупного игрока рынка нефтепродуктов. Теперь же у государства не осталось ни одного коммерческого рычага влияния на рынок, поскольку в ФГИ нет ни одного отраслевого специалиста и нет опыта в эффективном управлении госсобственностью, считает В. Бутко.

По мнению Бутко, Фонду присущи только функции по отчуждению собственности, и не всегда в пользу государства. В качестве примера эксперт привел пример выведения спорных 18% акций ЗАО "Укртатнафта", которые были вымыты из госсобственности при участии нынешнего руководителя Кременчугского НПЗ, а тогда - замглавы ФГИ Сергея Глушко.

Между тем, Бутко отметил, что Минтопэнерго успело выполнить давнее намерение государства - вернуло в госсобственность незаконно отчужденные 18% акций. Однако передав ФГИ более 61% акций "Укртатнафты", Минтопэнерго и НАК "Нефтегаз Украины", по сути, полностью снимают с себя ответственность за дальнейшее развитие событий на рынке нефтепродуктов и дальнейший контроль государства над Кременчугским НПЗ, считает эксперт.

В свою очередь вице-президент центра исследований корпоративных отношений Ростислав Ищенко, называет решение правительства передать в ФГИ государственный пакет акций ЗАО «Укрататнафта» - «странным». «Госпакет отбирают у НАК «Нафтогаз Украины», который в последние месяцы приложил массу усилий для того, чтобы вернуть государству незаконно выведенные из-под его контроля 18% акций. В результате работы НАК «Нафтогаз» госпакет увеличился с 43% до 61% и Украина вернула контроль над Кременчугским НПЗ. Передают же государственные акции Фонду государственного имущества, в чьём ведении находился госпакет, когда упомянутые 18% и уплыли из рук государства», сказал эксперт.

«Конечно, если следовать теории «Инь» и «Ян», однозначно плохих решений не существует и во всём можно найти светлую сторону. В данном случае позитив состоит в том, что после того, как акции окажутся на счету ФГИ, татарская сторона уже не сможет в судебном порядке оспорить законность возвращения 18%-ного пакета украинскому государству», отметил Ищенко, «претензии татары могут выдвигать только к НАКу, но не к ФГИ. Однако, учитывая, что шансы татарской стороны сохранить контроль над спорными 18%-тами были и так призрачны, данный позитив представляется сомнительным достижением, особенно на фоне негативных сторон данного правительственного решения».

По мнению Ищенко, во-первых, таким образом, полностью дезавуируется идея создания вертикально интегрированной государственной нефтяной компании (ВИНК). Напомним, что в 2004 году госпакет акций «Укртатнафты» был передан НАК «Нафтогаз Украины» именно потому, что эта структура контролировала наиболее привлекательные из оставшихся у государства нефтегазовых активов, в частности: «Укрнафту», Шебелинский завод и сеть заправок. Вместе с Кременчугским НПЗ, получалась вполне конкурентоспособная компания, способная положить конец бесконтрольному хозяйничанью на украинском рынке иностранных нефтяных компаний.

Без Кременчугского НПЗ эта цель недостижима и, передавая его акции ФГИ, правительство должно было бы одновременно открыто отказаться от идеи создания ВИНК, признав свой провал на этом направлении.

Во-вторых, практически не вызывает сомнений снижение качества управления НПЗ, в результате перехода контроля над ним к ФГИ. Фонд, в основном видит свою задачу в распродаже (приватизации) привлекательных государственных активов, а не в качественном управлении ими. Не в последнюю очередь поэтому, именно когда госпакет акций НПЗ находился под контролем ФГИ (до 2004 года) и произошло его размывание (утрата пресловутых 18%). Нельзя исключить, что с возвращением госпакета под контроль ФГИ ситуация повторится и все усилия НАК «Нафтогаз Украины» по консолидации госпакета пойдут прахом.

Все эти соображения не позволяют назвать действия правительства по передаче госпакета акций ЗАО «Укрататнафта» от НАК «Нафтогаз Украины» Фонду государственного имущества осмысленными и экономически мотивированными, заявил эксперт

← Назад в рубрику