В Украине началась стихийная деукраинизация: государственный язык исчезает из эфира и с рекламных билбордов

479 26

Украинский язык исчезаетиз эфира и с рекламных билбордов.

Так, в сентябретелеканал News One, радиостанции "Европа плюс" и "Нашерадио" добились от Нацсовета по ТВ и радио уменьшения процента вещания наукраинском со 100% до 75% - причем "Наше радио" обращалось с такойпросьбой еще в июле, но получило разрешение лишь со второго раза. Их примерупоследовали "Авторадио" и "Ретро ФМ", пишет газета"Сегодня".

"Наша сетьсмещена в сторону русскоязычных регионов. Аудитория - взрослые люди,воспитанные во времена Советского Союза, русскоязычные. Их ожидания касаютсяпоявления русскоязычных программ", - пояснили свою позицию в"Авторадио".

Русский языктакже сталвозвращаться на билборды и витрины магазинов. "В этом нет ничегонезаконного, но нужно, чтобы вместе с русским текстом был украинскийперевод", - отметил глава Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко.

"Месяц назад ябыл свидетелем ситуации, когда рекламщики отказывались размещать русскоязычныебилборды и разместили их только после того, как на них повесили наклейки сукраинским переводом", - рассказал он.

Но если язык рекламырегламентируется законом, то на категорию вывесок или "служебнойинформации" действие законов не распространяется, - и они появляютсяпреимущественно на русском. На русском печатают меню кафе и ресторанов,объявления вроде "Мы открылись" или "У нас распродажа".

Также недавно был отменен обязательныйукраинский дубляжзападных фильмов.Вместе с тем Кабмин издал постановление, обязывающее делать дубляжисключительно в Украине, однако, в Одессе и Крыму, например, фильмы идут нарусском. "Да, мы нарушаем постановление, показываем фильмы, дублированныев России, но если постановление идет против законов страны и рынка, то проблемав нем, а не в нас. В законе о кино нет нормы, которая обязывает делать дубляжтолько в Украине. Поэтому постановление Кабмина Азарова незаконное", -рассказал один из дистрибьюторов.

Причины стихийнойдеукраинизации в разных политсилах объясняют по-разному.

"Все телекомпании, радиостанции и многие фирмы принадлежат олигархам,а у нас исторически сложилось, что - за небольшим исключением - бизнес являетсярусскоязычным, и владельцы просто навязывают тот язык, который им удобен. Тоесть фактически условия диктует не потребитель, а производитель" , -считает нардеп-бютовецВладимир Яворивский.

У его оппонента из фракции Партии Регионов Вадима Колесниченкодругое мнение:"Продавец продает то, что востребовано. Есть законы бизнеса, и никогдапредприниматель не будет продавать то, что не пользуется спросом. Бизнесменыникогда не диктовали язык, у нас этим только государство занимается. И темболее нелепо говорить, что бизнесмен навязывает свой язык - значит, если роднойязык у бизнесмена английский, он будет требовать передач английском? Но такойбизнес быстро прогорит!"