Цензор.НЕТ

30.08.07 08:50

Эксперты констатируют - честных соцопросов не бывает!

Перед выборами становится особенно заметно, что одни источники показывают меньший рейтинг политической силы, а другие - значительно больший.

В Украине много социологических служб, а к выборам добавляются и фирмы-однодневки. Они зарабатывают на цифрах, выгодных заказчику, предупреждает читателей "Газета по-киевски".

В частности, советуют журналисты: "если вы вдруг видите, что малоизвестная до этого социологическая компания публикует результаты опроса, которые резко контрастируют с другими данными (обычно изменены один-два показателя – в пользу некой политической силы), то стоит задуматься – а не попытка ли это манипулировать мнением избирателя?"

По словам Ирины Бекешкиной, научного руководителя фонда "Демократические инициативы", доверять можно только тем службам, которые работают не только "под выборы".

"Чтобы создать службу, нужно вложить достаточно много денег, ездить по стране, создавать сеть, подбирать людей и учить их. Наша репутация стоит денег и дальнейшей работы. У меня возникают много вопросов, когда выходит соцслужба и ей удаётся чудом за 10 дней опросить 27 тысяч людей", - говорит Бекешкина.

Заместитель директора социологической службы Центра им. Разумкова Михаил Мищенко согласен с коллегой и советует с осторожностью относиться к данным тех компаний, которые не существовали раньше и вдруг возникли.

При этом "абсолютно стопроцентных критерий определения "честного соцопроса" нет. Погрешность может быть разная. Понятно, что партия, которая есть в одном списке, но её нет в другом, оттягивает голоса на себя. Кроме того, данные могут отличаться по временному интервалу, когда проводился опрос", - отмечает он.

← Назад в рубрику