Цензор.НЕТ

28.02.12 13:13

Столичный стандарт образования: педагоги прокомментировали концепцию КГГА

Сегодня в педагогической среде Киева активно обсуждается очередной документ, вынесенный из недр КГГА на широкое общественное обсуждение: Столичный стандарт образования.

На наш взгляд, педагоги и даже ознакомившиеся с документом родители воспринимают многие заложенные в нем новшества с некоторым недоверием. Каждому дошкольному заведению - по бассейну и группе выходного дня, по два учителя на каждом уроке у первоклашек, реанимация мастерских и создание электронных библиотек в школах, гарантированное трудоустройство выпускников профтехобразования... Возможно ли такое в обозримом будущем?

Пессимисты воспринимают предложенный Стандарт как «профессиональную сказку». Впрочем, с удовольствием ее читают и перечитывают, обсуждают с коллегами. Оптимисты верят: все возможно, были бы деньги и желание. А есть и такие, кто недоумевает: зачем Киеву вообще улучшать систему образования? По сравнению с сельскими школами в столице и так не жизнь, а сказка. Тепло, светло, детей кормят, да еще и на концерты возят. А детские сады в украинской глубинке до сих пор только в планах развития региона.

Мы попросили специалистов прокомментировать проект Стандарта столичного образования.

Огневьюк Виктор Александрович, доктор философских наук, академик АПУ, ректор педуниверситета им. Б. Гринченко:

- Нет ничего совершенного, и любую систему можно и нужно совершенствовать. В столичной системе образования немало проблем. На первое место я бы поставил проблемы условий обучения и среды, в которой происходит учебный процесс. И связанную с этим проблему здоровья детей. Экологически чистое питание, питьевая вода, климат-контроль в учебных помещениях, двигательная активность детей - все эти вопросы Столичный стандарт образования поднимает и предлагает пути их решения.

В самом учебном процессе тоже должны произойти изменения. Например, Стандарт предусматривает, что в каждом классе младшей школы должно быть по два учителя. Ведь многие дети требуют индивидуального подхода - как сильные, так и слабые. И когда учитель отвлекается на одного ребенка, все остальные остаются вне его внимания. Наличие двух учителей позволит уделять внимание каждому без ущерба для остальных. Ведь школа должна двигаться в направлении индивидуализации обучения.

Еще одна проблема учебного процесса в том, что в нем преобладает словесное, вербальное обучение. Сегодня дети не имеют возможности проводить опыты, исследования на уроках физики, химии, биологии. А Столичный стандарт образования предполагает, что в каждом районе будет несколько опытных центров. Там будут проходить уроки. Кроме того, в этих центрах дети смогут глубже изучить предмет, который им нравится, во внеурочное время.

Столичный стандарт образования предполагает качественное изменение в системе подготовки учителей. Сегодня подготовка учителей очень слабая. Нет, они знают свой предмет. Но сегодняшние дети выросли на мобильных телефонах, компьютерах, Интернете. Они не нуждаются в учителе как носителе знаний. Но им нужен человек, который поможет выделять в потоке информации главное и второстепенное. Поэтому мы должны подготовить такого учителя, который хорошо разбирается в детской психологии, который владеет всеми передовыми технологиями, иностранными языками.

Для того чтобы сам учитель был заинтересован в повышении квалификации, в Стандарте закладывается система стимулирования. Используешь на уроках IT -технологии - имеешь право на 10% надбавки, вводишь элементы преподавания на иностранном языке - еще плюс 10%. Пока предусмотрено пять параметров, благодаря которым надбавки к зарплате учителя могут составить 50%. Это все в руках самого учителя.

Сейчас во всех учебных заведениях началось обсуждение Столичного стандарта образования, и нередко от учителей звучат очень глубокие, интересные предложения. Кроме того, процесс обсуждение нужен хотя бы для того, чтобы учитель видел направление движения столичного образования, чтобы ощущал себя соучастником создания новой системы образования.

Калашникова Светлана Андреевна, доктор наук по госуправлению, заместитель директора института высшего образования АПН:

- Столичный стандарт образования - документ нового формата. Он соответствует европейскому подходу к развитию системы образования и нормам европейского планирования и кардинально отличается от наших предыдущих планов и стратегий. В чем суть этого отличия? В развитых европейских странах стратегические планы развития ориентированы на конкретный результат. А большинство наших реформ были, так сказать, процесс-ориентированными. То есть в них не была задана планка: к чему стремиться, чего мы хотим достичь, каким должен быть конкретный результат наших действий. Столичный стандарт образования, работу над которым инициировал глава КГГА Александр Попов, в этом плане является документом европейского образца, в основе которого результат-ориентированный подход. В нем заданы четкие параметры, которые можно мониторить на предмет их выполнения. Если мониторинг показал, что что-то идет не так, как запланировано, можно подключать разные механизмы, ресурсы. Но ориентир задан. И как управленец я считаю, что этот документ - новый шаг в развитии и реформировании образования на уровне города.

Самая важная составляющая Столичного стандарта образования - это, на мой взгляд, ориентир на конкретного учителя и конкретного ученика. Если мы на уровне столицы покажем, что можем создать достойные условия для работы педагогов и обучения детей, это даст конкретные результаты.

В последнее время в нашей профессиональной среде проект Стандарта очень активно обсуждается. Я слышу самые разные предложения от коллег. Учителей волнует, например, вопрос гибкости новой системы - насколько учитель сможет проявить свою авторскую позицию. А для директоров актуальны вопросы школьной автономии, т. е. уровня самостоятельности учебного заведения.

Я считаю, очень хорошо, что документ, разработанный специалистами, пройдет еще и общественное обсуждение. Благодаря этому он станет более адаптированным к потребност ям каждого учителя и ученика.

Кравченко Дмитрий Григорьевич, директор лицея «Лидер» №171:

- Вопрос не в том, что в Киеве плохое образование. Образование вообще в Украине в кризисе. Поэтому то, что Киевская администрация понимает это и пытается изменить ситуацию, - это большой плюс. Столичный стандарт образования - это такой документ, который говорит о том, что городская власть думает об образовании, ее волнует эта проблема. И она ищет пути выхода.

За 20 лет независимости реформа образования так и не была завершена. Она то форсировалась, то прекращалась, то менялась. За 20 лет ни один выпускник нашей школы ни разу не прошел полный курс по одной программе. Начинали по одной, а заканчивали по другой. Ни в структуре, ни в содержании образования не произошло перемен. Все работало на старых советских гайках. И то, что украинские вузы не входят в мировые рейтинги, тоже показатель качества нашего образования. Я не буду говорить о сельской школе, но городская не в лучшем состоянии. У нас все держится на энергии директоров и учителей.

Например, до сих пор не разработана единая система финансирования школы. Интернет уже пришел в каждый дом, а в Украине, даже в столице, до сих пор не создана единая образовательная информационная система. Это нонсенс!

Наша школа всегда была в авангарде. Например, мы первыми компьютеризировали школу еще в 1998 году и подключили к электронной системе библиотеку. Тогда даже в мировых университетах такого не было. Мы первыми в середине 90-х годов ввели такое понятие, как интеграция украинского образования в европейское учебное пространство. Первыми внедрили электронный журнал. Первыми в Европе (!) стали использовать в учебном процессе интерактивные доски. К нам приезжали перенимать опыт коллеги из Польши, Чехии, России. Но к сожалению, наши наработки никого не интересовали. А в Столичном стандарте образования ставится задача и полной компьютеризации школ, и создания информационной сети, и бесплатного доступа к Интернету. Это то, что очень нужно сегодня всем школам.

Конечно, в документе есть недостатки. Наверное, как и в каждом новом деле. Но то, что руководство города ставит эти вопросы, уже здорово. Может, благодаря этому столичное образование станет паровозом, который вытянет и другие регионы.

Хочу сказать еще об одном достоинстве этого документа. Раньше заказчиком образования было государство. А сейчас им становятся человек и семья. Суть профильного обучения заключается в том, чтобы развить личность. И перед Столичным стандартом образования как раз и ставится задача приблизить образование к потребностям ребенка и семьи. Чтобы ребенок мог реализовать себя.

← Назад в рубрику