Цензор.НЕТ

02.07.12 07:51

Украина тормозит переход на качественный бензин

Переход украинских НПЗ на производство более качественного бензина в очередной раз предлагается отложить

Об этом сообщает "Коммерсант Украина" в материале "Двигательвнутреннего старания", передает Цензор.НЕТ.

Вчера вступили в силу новые стандарты качества для производстватоплива в Украине - "Евро-4" и "Евро-5". Такой бензин содержитменьше серы и других вредных веществ (это позволяет продлить ресурсдвигателя) по сравнению с топливом стандартов "Евро-2" и "Евро-3".Сейчас бензин "Евро-4" и "Евро-5" могут производить три из шестиукраинских нефтеперерабатывающих заводов - Кременчугский("Укртатнафта"), Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский ("Лукойл"), нопоследние два простаивают. Кроме того, этим стандартамсоответствует бензин из Литвы, Болгарии, Румынии и Белоруссии(продается в сетях "Окко", WOG, ТНК-ВР, "Лукойл" и других).

Читайте на Цензор.НЕТ: В Украине хотят запретить продажу бензина без спирта

Однако против перехода на новые стандарты выступилаэкспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционированиярынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающейотрасли при Кабмине. В пятницу в ЭАГ сообщили, что инициируютпродление действия стандартов "Евро-2" и "Евро-3". В секретариатегруппы объяснили, что Государственное агентство резерва обратилоськ ним с просьбой перенести переход на новые стандарты на 2018 год."В Госрезерве объясняют это тем, что срок хранения уже закупленногодля нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топливазаканчивается только через шесть лет",- отмечают в секретариатеЭАГ. По данным группы, вопрос о продлении стандартов в ближайшеевремя будет рассмотрен правительством.

Переход на новые стандарты откладывали и раньше. "Евро-4" и"Евро-5" должны были начать действовать в Украине с 1 января 2010года, но поскольку три из шести НПЗ - Дрогобычский, Надворняский(принадлежат группе "Приват") и Шебелинский (принадлежит НАК"Нафтогаз Украины") - не могут производить топливо по этимстандартам, перенос ежегодно инициировался ЭАГ и поддерживалсяКабинетом министров. Последний раз действие прежних стандартовкачества было продлено 1 июля 2011 года на год.

Читайте на Цензор.НЕТ: Минэнерго: Добавление спирта в бензин не требует переоборудованиядвигателей автомобилей

ЭАГ примет решение в пользу активов группы "Приват" и Шебелинскогозавода, считает член комитета Верховной рады по ТЭК АлександрГудыма. "Они спасают "Нафтогаз" - у компании тяжелое финансовоеположение, и она просто не найдет денег на модернизацию,- говоритдепутат.- Но делается это за счет намного более мощных предприятий,которые не имеют такой поддержки в правительстве". В пресс-службе"Лукойла" напоминают, что инвестировали значительные средства впроизводство топлива по более высоким стандартам: "Мы рассчитывали,что инвестиции окупятся за счет введения запрета нанизкокачественное топливо, о чем неоднократно заявляли вправительстве. В результате выходит, что инвестировать не имелоэкономического смысла". Всего, по данным Минэнерго, три украинскихНПЗ в 2004-2009 годах инвестировали в переход на стандарты "Евро-4"и "Евро-5" около $73 млн. "Теперь они будут вынуждены закладывать вцену горючего сумму этих инвестиций. Это просто ставит их внеравные условия с заводами, которые проигнорировали требованияпроизводить более качественное топливо",- говорит директор"Донецкойлсервиса" Виктор Мартиросян.

Читайте на Цензор.НЕТ: Бензин со спиртом будет дешевле на 2%, но может "убить" машины до2008 года выпуска

В пресс-службе Кабмина и Госрезерва инициативу ЭАГ не комментируют.Но источник в департаменте нефтяной, газовой инефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго утверждает, чтоглавный аргумент, на который ссылается ЭАГ,- это высокий спрос нанизкокачественное и более дешевое топливо со сторонысельхозпроизводителей. "Есть два варианта решения этой проблемы,которые сейчас рассматривают в Кабмине. Первый - просто продлитьдействие "Евро-2" и "Евро-3". Второй -ввести новый техническийрегламент, позволяющий продавать сельхозпроизводителям иМинистерству обороны топливо низкого качества, а для остальныхпотребителей, в том числе для всех АЗС, ввести более высокиестандарты",- отметил собеседник.

Эти аргументы в ЭАГ приводили и раньше, отмечает гендиректорконсалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "На самом деле самиаграрии часто говорят, что им нужно более качественное топливо. ВУкраине достаточно компаний, которые используют импортную технику,для которой стандарты "Евро-2" и "Евро-3" не подходят",- говоритКуюн. Гендиректор компании "Нибулон" (крупный зернотрейдер) АлексейВадатурский подтверждает это мнение: "Большинство крупных аграрныххолдингов сегодня используют импортную сельхозтехнику. Поэтому мыне возражаем против повышения стандартов".

← Назад в рубрику