Цензор.НЕТ

08.07.13 07:52

За утилизацию авто придется выложить до 60 тысяч гривен

В минувший четверг парламент принял в целом законопроекты N0936 "Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств" и N0975 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств".

Согласно им, базовые ставки утилизационного сбора будутсоставлять 5,5 тыс. грн для легковых автомобилей, а для автобусов,грузовых и грузопассажирские автомобилей или спецтехники - 11 тыс.грн. Окончательный размер сбора будет рассчитываться с помощьюкоэффициентов. Таким образом, с новых легковых автомобилей будетуплачиваться сумма в пределах 4,73-30,2 тыс. грн, с подержанных -9,46-60,5 тыс. грн в зависимости от объема двигателя. Плата дляостальных видов новых транспортных средств составит 8,8-14,74 тыс.грн, а подержанных - 17,6-29,4 тыс. грн в зависимости от их массы,сообщает Цензор.НЕТ со ссылкойна Коммерсант Украина.

Сумма будет взиматься с импортеров при растаможивании, а спроизводителей - при продаже. Генеральный директор "Ниссан МоторУкраина" Андрей Нестеренко считает, что введение этого сбора будетиметь негативные последствия для авторынка - цены на автомобилиподнимутся, а сам рынок ожидает незначительное снижение.

Предполагается, что данные законы вступят в силу с 1 сентября.Это произойдет, если их подпишет президент Виктор Янукович. Самсбор будет взиматься после того, как Кабинет министров приведетсуществующие нормативно-правовые акты в соответствие с новымизаконами, на это ему отводится три месяца с момента их вступления всилу.

Читайте на «Цензор.НЕТ»: Рада таки ввела в Украине утилизационный сбор с авто

Почетный президент "Укравто" Тариэл Васадзе говорит (ПР), чтоутилизационный сбор - только часть госпрограммы по активизацииразвития отечественной экономики, рассчитанной на 2013-2014 годы.Ежегодно в Украине подлежит утилизации не менее 100 тыс.автомобилей, но до сих пор в стране нет надлежащих мощностей."Стоимость одного центра по утилизации составляет порядка 7 млневро. На сегодняшний день в стране около 10 млн автомобилей, больше80% из них старше 13 лет. Проводя утилизацию, мы создаем условиядля обновления украинского автопарка",- говорит Васадзе.

Новые правила заставляют потенциальных покупателей, многие изкоторых хорошо помнят недавнее подорожание, связанное с введениемспецпошлин, пересматривать планы. "Вариант покупки украинскогоавтомобиля я не рассматриваю. Так как они не намного дешевле, аотзывы об их качестве и существующие на рынке стереотипы мнедоверия не внушают,- рассказал один из покупателей в автосалоне"Автоберег" (дилер Hyundai) Рустам Абдулин.- Поэтому я постараюськак можно скорее купить автомобиль, чтобы успеть до того, как онподорожает". "Сегодняшние экономические условия не позволяют вынутьиз оборота дополнительные средства, чтобы закупить автомобили,поэтому наше предприятие отложит покупку до лучших времен. Но дажеесли закон вступит в силу, мы украинские автомобили покупать небудем, так как компании необходим транспорт, который сохранитзначительную остаточную стоимость после эксплуатации, чтобы мымогли его перепродать. Скорее всего, мы просто закупим меньше",-говорит финансовый директор компании "Агробонус" СветланаВасиленко.

Следует отметить, что не все автомобили будут облагатьсяутилизационным сбором. Согласно одному из принятых депутатамидокументов, украинские производители, имеющие полный циклпроизводства, включающий сварку и окраску, и заводы, осуществляющиепромышленную сборку автомобилей, освобождаются от уплаты сбора.Такой опцией они могут воспользоваться при условии гарантированиясамостоятельной утилизации и создания необходимых мощностей. Всегменте легковых автомобилей этим критериям соответствуютЗапорожский автозавод, "Богдан", "Еврокар" и Кременчугскийавтосборочный завод (КрАСЗ).

Отечественные автопроизводители высоко оценивают принятыедокументы. "Без защиты внутреннего производителя сложно развиватьне только автопроизводство, но и экономику в целом. Введение этогозакона позволит нашей компании иметь больше аргументов впереговорах с иностранными компаниями для начала производства новыхмоделей автомобилей",- говорит президент корпорации "Богдан" ОлегСвинарчук. Он отмечает, что это новые рабочие места и средства длягосбюджета. Предполагается, что только за первый год действиязакона в бюджет будет перечислено порядка 2,2 млрд грн.

По мнению гендиректора AUTO-Consulting Олега Омельницкого,украинские производители получат не только положительные сдвиги вразвитии производства, но и дополнительный ликвидный бизнес -мощности по утилизации: "Это позволит иметь привлекательные цены,что незамедлительно скажется на росте рыночной доли отечественныхпроизводителей. Кроме того, обходить данный сбор пожелают многиеимпортеры, так что не исключено, что в стране возрастет отверточнаясборка".

Импортеры традиционно выступают против нововведений. По словамгенерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильныхимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, закон был принят в"сыром виде", и ассоциация требует от главы государства его отменыили как минимум доработки. ВААИД направила на имя главы государстваписьмо с просьбой применить в отношении этого закона право вето,считая, что ставки сбора были необъективно завышены и не отражаютнастоящих затрат на утилизацию автомобилей. Инициативу поддержалидепутаты от оппозиции, зарегистрировав в минувшую пятницузаконопроекты об отмене принятых законопроектов N0936 иN0975.

Новый сбор может со временем ударить и по сборочномупроизводству в Украине, говорит экс-владелец группы АИС (входитКрАСЗ), член комитета Верховной рады по налоговой и таможеннойполитике Дмитрий Святаш (Партия регионов): "Производители,осуществляющие сборку автомобилей, должны будут за три годапоставить на полномасштабное производство минимум одну модельавтомобилей. Если этого не произойдет, компании придется заплатитьвсе налоги, пошлины и сборы, от которых она освобождалась".

Смотрите на «Цензор.НЕТ»: "Эти ишаки уже просто попутали педали", - украинские автомобилистыо введении утилизационного сбора. ВИДЕО

Введение сбора может вступить в противоречие с нормами Всемирнойторговой организации (ВТО). По мнению партнера юридической фирмыAstapov Lawyers Олега Мальского, действие утилизационного сборапротив иномарок будет нарушать принцип национального режима, чтоозначает дискриминацию автоимпортеров, чего среди членов ВТО бытьне должно.

Изначально Украина добивалась введения сбора только в отношениироссийских автомобилей. Это должно было стать зеркальной мерой навведение в РФ утилизационного сбора с 1 сентября 2012 года. Но сосени этого года под давлением ВТО Россия распространит действиесбора и на российскую продукцию. "На Украину, скорее всего, тожепожалуются страны-члены ВТО, но для того чтобы организация вынесласвое решение, понадобится не менее двух лет, а штрафные санкции вэтом случае не предусмотрены. Таким образом, Украина создаст нанебольшой период тепличные условия местному автопрому",- считаетМальский.

Тариэл Васадзе напоминает, что в 2012 году страны, входящие вG20, приняли более 100 решений по защите своих рынков и отдельныхотраслей экономики. "Украина не должна стоять в стороне, мы должныпонимать, что утилизационный сбор изначально принимается поэкологическим причинам, а уж потом - для поддержки отечественногоавтопрома",- говорит он.

Впрочем, Олег Назаренко отмечает, что в странах Евросоюза,напротив, за утилизацию автомобилей платят компенсацию владельцу,стимулируя его приобрести новый автомобиль. "В законе есть норма отом, что если автомобиль не соответствуют техническим условиямэксплуатации и угрожает безопасности людей и окружающей среде, тоон подлежит немедленной утилизации. Вопрос в том, кто это будетопределять? Ранее президент ликвидировал техосмотр автомобилей,чтобы убрать поборы с граждан, а сейчас получается, что экологи илиинспекторы ГАИ устроят охоту за соответствующим их представлениямоб отсутствии безопасности автотранспортом",- отмечает ОлегНазаренко.

← Назад в рубрику