Цензор.НЕТ

24.04.08 14:38

Проект Концепции изменений к Конституции: у парламента будет три попытки утвердить Кабмин

Проектом Концепции изменений к Конституции предусматривается изменение порядка формирования персонального состава Кабинета министров Украины.

Так, в проекте “Концепции системного обновления конституционного регулирования общественных отношений в Украине”, который 23 апреля получили приглашенные на заседание Национального конституционного совета, предлагается установить, что президент Украины дает поручение лицу, определенному политической партией, получившей по итогам выборов в Верховную Раду наибольшее количество депутатских мандатов, сформировать персональный состав Кабинета министров и внести его вместе с Программой деятельности Кабмина в установленный Конституцией срок для утверждения Верховной Радой.

Парламент в установленный Конституцией срок должен принять решение об утверждении персонального состава Кабмина и одобрении предложенной Программы деятельности правительства.

В случае, если в установленный Конституцией Украины срок парламентом не будет утвержден персональный состав Кабмина и не будет одобрена программа его деятельности, президент дает поручение сформировать персональный состав Кабмина лицу, определенному политической партией, получившей по итогам выборов в Верховную Раду следующее по численности количество депутатских мандатов.

Вопрос рассматривается Верховной Радой и соответствующие решения принимаются в такой же срок и в таком же порядке, как отмечено выше.

“В случае повторного не образования персонального состава Кабинета министров Украины из-за непринятия соответствующих решений парламентом президент Украины по собственному усмотрению определяет кандидатуру на должность премьер-министра Украины, которой поручает в установленный Конституцией Украины срок внести в парламент соответствующие решения”, - отмечается в документе.

Если и после этого персональный состав Кабмина не будет сформирован и не будет утверждена Программа деятельности правительства, президент принимает решение о роспуске парламента и о назначении новых выборов в Верховную Раду Украины, - предлагается в проекте Концепции изменений к Конституции.

Также в документе речь идет о том, что в новой редакции Конституции Украины следует предусмотреть, что других руководителей центральных органов исполнительной власти (которые не являются членами правительства) назначает и увольняет по представлению главы правительства Кабинет министров Украины.

Также определено, что правительство должно иметь полномочия отменять акты центральных органов исполнительной власти, и то, что полномочия Кабинета министров Украины определяются Конституцией и законами Украины.

Как сообщалось, проект Концепции изменений к Конституции также предусматривает существенные изменения раздела о народном волеизъявлении.

Так, предлагается раздел ІІІ новой редакции Конституции Украины назвать “Народное волеизъявление”. В этом разделе предлагается уточнить принципы реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, объемы активного и пассивного избирательного права, предметы референдума.

Также должен быть расширен имеющийся перечень форм народного волеизъявления. С этой целью предлагается учредить институт народной законодательной инициативы.

Предлагается также расширить перечень принципов избирательного права путем его дополнения, в частности, принципами периодичности проведения выборов, личного и одноразового голосования. При этом следует исходить из того, что в Украине допускается применение разных избирательных систем.

Также предлагается решить вопрос о разведении во времени разных видов выборов - выборов президента Украины, народных депутатов Украины, выборов в органы местного самоуправления.

Положение относительно особенностей реализации общего и равного активного избирательного права на местных выборах предлагается зафиксировать в этом разделе, предусмотрев, в частности, что право голоса на местных выборах и референдумах имеют граждане Украины, которые принадлежат к соответствующим общинам.

Также требует решения вопрос относительно конституционной регламентации объема пассивного избирательного права, в частности на местных выборах.

Кроме того, предлагается дополнить раздел положением о невозможности баллотирования на выборах определенных категорий должностных лиц - судей, прокуроров, следователей, военнослужащих и других (принцип невыборности).

В проекте Концепции также отмечается, что существенных изменений требуют и конституционные положения относительно регламентации проведения в Украине всеукраинского и местных референдумов.

Так, прежде всего, следует определить виды референдумов, которые могут проводиться в Украине, и уточнить субъектов их инициирования, назначения (провозглашения).

Также необходимо четкое определение на конституционном уровне вопроса предмета референдумов (как всеукраинского, так и местных) с учетом того, что решения, принятые по результатам применения такой формы народного волеизъявления, должны быть обязательными и не нуждаются в подтверждении законами или другими нормативно-правовыми актами.

Вместе с тем, отмечается в проекте Концепции, должен быть уточнен круг вопросов, по которым проведение референдума является обязательным, а также вопросов, по которым проведение референдума не допускается. Предметом местного референдума, который может проводиться соответствующей общиной (или общинами) как базовым субъектом местного самоуправления, является решение вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Кроме того, авторы проекта считают, что в отдельной статье целесообразно предусмотреть институт народной законодательной инициативы, определив, что законопроекты могут быть внесены в парламент по инициативе определенного количества (например, не менее ста тысяч) граждан Украины, которые имеют право голоса, и рассматриваются безотлагательно.

“По инициативе, например, миллиона граждан Украины, которые имеют право голоса, в парламент может быть подан и законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины”, - отмечено в документе.

Кроме того, в новой редакции Конституции Украины могут быть предусмотрены невозможность пересмотра решений референдума на протяжении установленного срока; количество вопросов, которые могут быть вынесены на один референдум; требования к формулировке соответствующих вопросов, исходя из того, что по Конституции Украины результаты народного волеизъявления являются обязательными.

Также отмечается необходимость устранить имеющийся пробел, который заключается в отсутствии требования относительно сбора соответствующего количества подписей за назначение всеукраинского референдума, кроме областей Украины, в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, а также возложить на Центральную избирательную комиссию, другие государственные органы обязательную проверку таких подписей в порядке, определенном законом.

В последней позиции раздела речь идет о необходимости решения вопроса относительно возможности проведения всеукраинского совещательного опроса, предмет и порядок проведения которого должны определяться законом.

Как сообщалось, намеченное на 23 апреля заседание Национального конституционного совета было перенесено из-за плохого самочувствия председателя Верховной Рады Арсения Яценюка.

← Назад в рубрику