Цензор.НЕТ

12.05.08 17:03

Опубликован список претендентов на специальную премию Best of the Booker. Лидирует Салман Рушди.

Короткий список претендентов на специальную премию Best of the Booker - включает шесть имен. Фаворитом считается Салман Рушди.

На награду претендует его роман "Дети полуночи" (Children of Midnight), получивший Букера в 1981 году и спецприз Букер Букеров в 1993-м. Имя лауреата будет объявлено в Лондоне 10 июля 2008 года.

Также в списке оказались два нобелевских лауреата южноафриканского происхождения: Надин Гордимер (номинирована за роман "Хранитель" - The Conservationist, Букеровская премия 1974 года) и Джозеф Максвелл Кутзее (за роман "Бесчестье" - Disgrace, Букеровская премия 1999 года).

На Best of the Booker также претендуют романы "Осада Кришнапура" (The Siege of Krishnapur) покойного Фаррела (Букер 1973 года), "Призрачная дорога" (The Ghost Road) Пэт Баркер (Букер 1995 года), "Оскар и Люсинда" (Oscar and Lucinda) Питера Кэри (Букер 1988 года).

Приз Best of the Booker приурочен к 40-летию Букеровской премии, которое отмечается в этом году. Шорт-лист выбирался из 41 романа.

В феврале оргкомитет Букеровской премии объявил о создании внеочередной награды - The Best of Booker (супер-Букер), которую вручат единственный раз летом 2008 года.

Роман Рушди "Дети полуночи"- не просто лауреат "Букера", но "Букер из Букеров", лучший, по мнению премиального комитета, за двадцать пять лет ХХ века.  Салман Рушди - это не только герой новостей, богохульник, изгнанник, осужденный по закону шариата за "Сатанинские стихи", но и один из крупнейших писателей нашего времени. Кстати, даже "демократичная" Индира Ганди, чей образ приобретает в романе "Дети полуночи" апокалиптическую окраску, подавала на автора в суд!

Как пишет в своей рецензии Наталия Курчатова, "Дети полуночи" заставляют в очередной раз подумать о соответствии некоторых литературных направлений историческим формациям. Из этих соответствий параллель "магический реализм" - "постколониализм" едва ли не самая явная. Факт легко объяснимый, даже какой-то неуклюже-уязвимый в простоте толкования: слегка тронутое западными ценностями традиционное общество, на всех парах, будто экспресс в стране бизонов, прорывающееся сквозь прерии к последнему морю цивилизации. "Дети полуночи" - это те же "Сто лет одиночества" на индийский лад.

"Дети полуночи" - это мрачная, тягучая по языку и эмоционально напряженная, как в одном непрерывном припадке, книга.  Мотив страны, терзающей, оскопляющей и в итоге пожирающей своих детей повторяется на всех уровнях повествования: эстетическом, идейном и сюжетном. Идеальный пробор Индиры Ганди, например, олицетворяет две стороны экономики: теневую и официальную, две маски богини и два лика самой Индиры: героини-матери прогрессивной Индии и зловещей Вдовы, руками правящего клана проводящей программу "добровольной" стерилизации. Заканчивается все, как и следует, смертью; как и положено, смертью метафорической: под грузом тождества со всеми униженными и оскорбленными детьми своей страны человек идет трещинами и раскалывается от зла.



← Назад в рубрику