Цензор.НЕТ

29.04.19 15:13

Украина - один из лидеров измерения магнитного пульса Земли, - и. о. директора Национального антарктического научного центра Дикий

Украина вносит значительный вклад в исследование магнитной сферы Земли и является одним из мировых лидеров в этой области науки.

Об этом в интервью Цензор.НЕТ сказал и. о. директора Национального антарктического научного центра Евгений Дикий.

"Украинская станция в Антарктиде основана в сезон 1946-47 годов, и с тех пор исследования на ней не прерывались. Именно на станции "Фарадей", тогда еще британской, обнаружили озоновую дыру. Все движение и миллиардные вложения в спасение озонового шара начались с того, что на далекой станции физики увидели, что с озоном проблемы. Сейчас мы продолжаем все исследования и остаемся часовыми озонового слоя - в дождь, снег, мороз, но каждые 3:00 озон меряют.

По целому ряду параметров больше нигде на планете нет таких непрерывных цепочек исследований в одной и той же точке. А чем длиннее наблюдения, тем более сложные тенденции можно обнаружить, - отметил он.

По словам Дикого, Украина значительно обновила доставшееся от британцев наследие:

"Мы внесли значительный прогресс в исследование магнитной сферы Земли, который измеряется на полюсах. Магнитные бури влияют и на здоровье. Но кроме того они влияют на все гаджеты. И если влиянием на смартфон можно пренебречь, то влиянием на компьютеры аэропортов пренебрегать нельзя.

Украина - одна из лидеров измерения магнитного пульса Земли. Начиная с того, что у нас производят лучшие в мире магнитометры (работают при температуре от -100). Также стоят антенны Харьковского радиоастрономического института, измеряют процессы в ионосфере - там, где магнитное поле сталкивается с солнечным ветром.

Одна их антенна стоит у нас на "Вернадском", одна - на норвежском Шпицбергене и одна - под Харьковом. Благодаря этим трем точкам Харьковский институт меряет грозовую активность в атмосфере всей планеты. Фактически это независимый термометр, который определяет глобальное потепление. Чем больше воды испарилось, тем больше грозовых разрядов, а просто с земли их не увидишь. И это полностью украинское изобретение".

Глава НАНЦ также рассказал о вкладе в мировую науку украинских биологов, работающих на станции "Академик Вернадский".

"Биологи занимаются изучением экстримофильних организмов Антарктиды, которые выживают под жестким ультрафиолетом в отсутствие озонового слоя, и существуют при безумных колебаниях температуры. Изучают, какие гены обеспечивают такую ​​устойчивость, а дальше уже эти гены могут использоваться в биотехнологиях в Украине. Например, система медицинской диагностики PLR базируется на одном ферменте бактерии, обнаруженной в гейзерах Йеллоустонского национального парка. Казалось бы, что может быть менее практичным, чем изучения бактерии в гейзерах. А патент продали за 300 млн долларов.

Украинская станция расположена в точке, где быстрее всего на планете происходят климатические изменения. За время наблюдений здесь средняя годовая температура изменилась на 3 градуса. Это примерно как климатическая разница между Киевом и Хельсинки. Вот представьте, что за время наблюдений климат изменился с финского на украинский. Соответственно мы первые отслеживаем все изменения климата и первые даем предупреждения о таяния ледников", - подытожил Дикий.

Напомним, британскую станцию "Фарадей" Украина купила в 1996 году по символической цене в 1 фунт стерлингов. Сегодня "Академик Вернадский" - единственная украинская станция в Антарктиде. Располагается на острове Галиндез в нескольких километрах от южного континента. Работает на протяжении целого года.

Полное интервью с Евгением Диким читайте ЗДЕСЬ.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику