Цензор.НЕТ

07.05.19 12:58

На практике ГФС - орган больше карательный, чем сервисный. Необходимо развивать электронные сервисы, - бизнес-омбудсмен Шемета

Совет бизнес-омбудсмена поднял перед Министерством финансов несколько важных вопросов, которые помогут снизить давление на бизнес: усовершенствование системы анализа рисков и процедуры административного обжалования.

шемета

Об этом в интервью Цензор.НЕТ рассказал бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета.

"Мы понимаем, что в Украине существует значительная часть теневой экономики. Она составляет, по оценкам Минэкономразвития, 32%. Безусловно, налоговые и таможенные органы должны на этом фокусироваться. Но существующая система анализа рисков захватывает слишком широко и вовлекает в ненужные проверки бизнес, который честно платит налоги. Поэтому необходимо существенно пересмотреть профили рисков", - подчеркнул бизнес-омбудсмен.

"И взаимосвязанный вопрос – процедура административного обжалования. Так как налоговых проверок очень много, а их результаты предприятия обычно оспаривают, мы часто сталкиваемся с тем, что сама процедура обжалования недостаточно эффективна. Продемонстрирую на примере тех предприятий, которые обращались к нам. За последний квартал прошлого года только 26% из них смогли добиться позитивного решения от ГФС. Мы мониторили, сколько потом представителей бизнеса пошли дальше в суды, используя в том числе аргументы, которые предоставляли мы. В 9 из 10 случаев бизнес выигрывает у Государственной фискальной службы споры в суде. Усовершенствовав процедуру административного обжалования, можно облегчить работу судов, снизить расходы как бизнеса, так и самой налоговой службы на судебные разбирательства. В своих предложениях, поданных в Минфин, мы сделали на этом акцент. Кроме того, есть технические моменты, на которые хотелось бы обратить внимание. Каждую из служб, создаваемых взамен ГФС, необходимо реорганизовать в единое юридическое лицо. Сейчас в составе ГФС множество юридических лиц на уровне регионов. Хотя обычно залог успеха в работе таких служб в мире – единство. Важно, чтобы был единый методологический подход, чтобы можно было по так называемому бэк-офису объединить обслуживающие службы, а сэкономленные средства использовать на увеличение заработной платы сотрудников. Мы же все понимаем, что зарплата низкая, и коррупцию в таких условиях не победить", - отметил Шемета.

"План по предложениям, поданным Советом бизнес-омбудсмена, пока не утвержден (Министерством финансов. - Ред.), поэтому сказать точно, что в нем будет, не готов. Надеюсь, что наши предложения учтут. Но написание плана – это самая легкая часть. Куда сложнее его исполнение. Мы будем отслеживать и высказывать критику, если увидим, что он реализуется не так, как будет написано. Это уже не первая попытка реформировать ГФС, но предыдущие оказались безуспешными. Сейчас мы видим активную позицию министра финансов и надеемся, что при ее поддержке эта реформа все-таки осуществится", - надеется бизнес-омбудсмен.

"На практике ГФС – орган больше карательный, чем сервисный. Поэтому в новых службах необходимо развивать электронные сервисы. К примеру, создан кабинет налогоплательщика. Но в нем пока недостаточно функционала. Идеально было бы, чтобы налогоплательщик все услуги, связанные с налоговой или таможенной службами, мог получить онлайн. Это важный элемент реформы", - резюмировал Шемета.

Полный текст интервью с бизнес-омбудсменом Альгирдасом Шеметой: "Чтобы решить конфликтные ситуации между бизнесом и силовиками, нам приходится поднимать их на уровень первых лиц" читайте ЗДЕСЬ.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику