Цензор.НЕТ

15.07.08 15:59

Опрос: треть украинских потребителей считают себя абсолютно бесправными

В ходе опроса «Права потребителей и уровень информированности населения о механизмах их защиты» треть опрошенных сделала глобальный вывод: в нашей стране вообще невозможно защитить свои потребительские права.

К сожалению, это так: есть организации, которые отслеживают качество товаров (тот же Госпотребстандарт), но при этом не имеют полномочий изъять их из продажи и наказать продавцов.

Как заявила руководитель проекта ЕС и ПРООН «Сообщества потребителей и гражданские объединения» Клавдия Максименко, процесс защиты прав потребителя в нашей стране сложный, многоступенчатый и во многом зависит от доброй воли продавца (насколько он дорожит своей торговой маркой).

Чтобы отстоять свои права, покупатель некачественного товара вначале должен обратиться лично к продавцу, затем, в случае отказа, подать письменную претензию, если и это не помогло – обратиться в управление защиты прав потребителей, высшая инстанция – в суд. В суде 70% рассмотренных дел решаются в пользу потребителя, но при этом лишь 53% потребительских исков суды вообще рассматривают. То есть, в общем итоге получается две трети половины.

По мнению Клавдии Максименко, здесь явный недостаток нашего законодательства. В ЕС действует директива о конечной ответственности производителя: он должен не только производить продукцию, но и отслеживать, кто и как ее хранит и продает. Впрочем, в наших условиях, когда происхождение части товаров вообще неизвестно, такое законодательное новшество вряд ли поможет.

Эксперт проекта Денис Полтавец добавляет, что в ЕС действуют уполномоченные по правам потребителей при местных администрациях, их решения обязательны к исполнению. Кроме того, там существуют суды по малым потребительским жалобам, в которых дела рассматриваются по упрощенной процедуре, потому – быстро. А у нас, пока дойдет до суда, продукт окончательно испортится и уже невозможно будет доказать, какое качество он имел на момент продажи…


← Назад в рубрику