Цензор.НЕТ

23.12.16 18:17

Российские технологи активно внедряют новые виды "вбросов" при помощи интернет-технологий

Российские технологи активно внедряют новые виды вбросов - теперь им недостаточно фейковых аккаунтов в соцсетях и актеров, играющих на камеру. Новая придумка пропагандистов - создавать информповоды в Украине при помощи интернет-технологий, чтобы потом эта информация могла быть использована российскими СМИ.

Об этом сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на Детектор медиа.

Также читайте: Власти Беларуси обвинили российские СМИ в "оскорбительных высказываниях в адрес белорусского народа"

Технология, которую несколько последних месяцев внедряют в Украине - петиции с призывом "во что бы то ни стало восстановить экономические отношения с Россией, чтобы спасти экономику Украины".

Одним из героев этой истории стал олигарх Дмитрий Фирташ, который дал интервью российскому ресурсу "Украина.ru". Сайт сейчас возглавляет Искандер Хисамов, и он же брал у Фирташа интервью. В нем Фирташ - олигарх, который кроме профильного бизнеса является еще и совладельцем медиагруппы "Интер", вместе с Сергеем Левочкиным, депутатом от "Оппоблока" - настаивает на необходимости восстановления экономических связей с РФ, иначе, по его мнению, Украину ждет коллапс.

"Сегодня треть предприятий убыточны, многие из них на грани остановки или уже остановились. Нужно разобраться в причинах по каждому предприятию и работать над их запуском. Вот, к примеру, авиаконцерн "Антонов" в этом году уже не сможет выпустить ни одного самолета - потому что из-за разрыва отношений с Россией не получают комплектующих. Нужно прекращать играться, надо разговаривать напрямую с русскими. Понятно, что минские переговоры, "нормандские четверки" не решат экономические проблемы. Нравится нам, не нравится, мы вынуждены сесть и говорить. Нужно найти решение по всем вопросам. Даже по Крыму можно найти решение.

Мы прямо говорим: "Мы бьемся за рынок от Лиссабона до Владивостока". Нам нужны и европейские инвестиции, и российские, и китайские. Рынки нужны, партнеры. Российский рынок для Украины особенно важен. Что бы там ни говорили, мы должны его использовать. Конечно, сегодняшние власти обсуждать это не готовы. Но Украина - это не только эти люди. И трезвость придет - не сегодня, так завтра".

Читайте на "Цензор.НЕТ": Российская пропаганда является главным элементом гибридной войны, - посол Испании в Украине Оттоне

Интервью было опубликовано 12 октября 2016 года, и стало финальной точкой в целом ряду событий. Так, с конца лета в украинских и российских СМИ была озвучена целая серия заявлений украинских депутатов, которые призвали восстанавливать экономические отношения с Россией.

Застрельщиком выступил 31 августа бывший глава Одесской ОДА, депутат от "Оппоблока" Николай Скорик, 1 сентября - внефракционный Евгений Мураев, 7 сентября - внефракционный Яков Безбах, 13 сентября - Антон Киссе (депутатская группа "Відродження"), 14 сентября - депутат от БПП Олег Недава, 21 сентября - депутат Одесского облсовета Виктор Баранский ("Оппоблок").

Полную хронологию этих депутатских заявлений опубликовал одесский ресурс "Таймер" - с однотипными заголовками "Депутат от такой-то партии призвал мириться с Россией". Интересно, что только Мураев - в эфире "112-го" канала - и Баранский высказались на эту тему весьма определенно. Остальные депутаты, которые фигурировали в этих новостях, были записаны на видео людьми без логотипов на микрофонах. Эти якобы журналисты задавали депутатам вопрос о необходимости восстановить экономические связи с РФ - и их ответы были куда менее однозначными, чем в заголовках "Таймера", например. Затем это видео было выложено на ютуб-каналы, которые смело можно назвать фейковыми: "Вестник регіонів", "Вести України", "Вісник тижні", "Новини регіонів". На каждом из этих каналов всего одно-два видео, и они явно созданы специально для размещения только подобного рода материалов, а ошибки в названиях каналов доказывают, как минимум, полное незнание украинского языка.

После появления этих видео их тут же публикуют в украинских и российских СМИ. Кроме одесского "Таймера", который, по сообщениям СМИ, принадлежит бывшему депутату Игорю Маркову, бежавшему в Россию, чаще других новости про депутатов, призывающих "мириться с Россией", возникают на сайте "112 Украина". Причем возникают они весьма странно: например, "Українськи новини" (входят в медиагруппу "Интер") публикуют видео с депутатом Безбахом 7 сентября в 13:46 - и ссылаются на видео, "появившееся в соцсетях". При этом на сайте "112" новость о Безбахе публикуется в этот же день в 12:50 - но уже со ссылкой на "Українськи новини".


россия пропаганда информвойна

россия пропаганда информвойна


Читайте также на "Цензор.НЕТ": Резолюция ЕС о противодействии российским СМИ - это информационное преступление, - МИД РФ

Без путаницы во времени, но такая же последовательность возникает с заявлением Недавы: сначала сайт "Голос.ua" "случайно" находит видео в "соцсетях" и публикует его, а затем на канале "112" возникает та же самая новость - слово в слово - со ссылкой на "Голос.ua". Новости о заявлениях депутатов Кисе и Скорика появляются на сайте "112" со ссылкой на "Факты" - однако сейчас эти новости на сайте "Фактов" недоступны.


россия пропаганда информвойна


Также часть этих заявлений публикуют сайты "Корреспондент" и "АиФ в Украине" (входят в холдинг "УМХ", в 2013 году проданный Сергею Курченко), но наиболее полно, повторимся, все эти заявления отражены на сайте "Таймер", журналистов которого, кстати, допрашивало СБУ в 2015 году. Интересно, что новости с теми же заголовками и текстом, что на сайте "Таймер", регулярно публиковались и в российских СМИ. В первую очередь на сайте "Лента.ру", где есть четыре из шести новостей о заявлениях украинских депутатов, слово в слово повторяющие украинские новости, а также на сайтах "Российская газета", "Взгляд.ру" и так далее, вплоть до "Лайф.ру" и "Первого канала".

Когда критическая масса высказываний депутатов о необходимости экономической дружбы с Россией наросла, в ход пошла тяжелая артиллерия: со всех сторон посыпались прямо-таки мольбы и призывы к президенту Порошенко от трудовых коллективов всех на свете украинских заводов, фабрик, химиков, аграриев, колхозников и рыболовов, и все о том же - о восстановлении отношений с Россией.

27 сентября на том же сайте "Таймер" публикуется заявление "трудового коллектива запорожского ЧАО ""Племзавод "Степной"" с требованием к "президенту Украины Порошенко наладить экономические связи с Россией" и "в поддержку заявлений депутат Безбаха". Источник заявления на сайте "Таймер" не указан, но в статье приводят слова генерального директора предприятия Анатолия Волкова.

13 октября петиция с подобной же просьбой к Порошенко была опубликована на сайте харьковского ЗАО "Индустриальная научно-технологическая компания "ИНТЕК"". При этом сам сайт, как показывает проверка, был создан 10 октября - ровно за три дня до появления на нем петиции - хотя на сайте есть новости якобы за 2015 и 2014 годы.

Также в СМИ появились подобные обращения от ряда трудовых коллективов. Все эти скучные перечисления петиций были бы ни к чему, если бы не мелкая деталь: "Детектор медиа" обратился к руководству трех предприятий, указанных в этом списке, - "Карпатнефтехим", "Племзавод "Степной"" и Лихачевский комбинат хлебопродуктов - и на всех трех предприятиях сообщили, что ничего не подписывали и уже давали опровержения в местной прессе. Однако почему-то эти опровержения дальше местной прессы не пошли (записи разговоров есть в распоряжении редакции). Еще одно опровержение сделал публично директор завода "Финвал-2006" - к нему обратились журналисты "Обозревателя", которые опровергли только этот, единичный фейк. Наверняка и другие предприятия, кроме этих четырех, опровергнут свое участие в этом параде воззваний - тем более что ситуация довольно типичная.


Во всех случаях информация появлялась в региональных сайтах, затем подхватывалась медиа покрупнее - чаще всего "Комментариями", но также "Голосом.ua", сайтом Витренко, "Українськими новинами" - оттуда перекочевывала на более влиятельные СМИ - и уже на них ссылались российские пропагандисты. Трогательная деталь: на сайте "Страна.ua" новости подобного толка размещены - как минимум две, о "Робуста-Агро" и "Финвале-2006", но с плашкой "реклама". Остальные же, в том числе "Комментарии", "Вести.ua", "Корреспондент", "Гордон.ua" и "Подробности" (сайт - часть медиагруппы "Интер") - публикуют материалы без каких либо уточнений: то ли забыли поставить плашку, то ли размещают фейковые материалы из любви к "экономическим связям с РФ".

Источник "ДМ" в СБУ считает, что до этой осени созданием сайтов ради вбросов в украинское информационное пространство так планомерно не занимались. Делали это либо через ресурсы подконтрольные, либо через фейковые аккаунты в соцсетях. Сейчас же, судя по всему, внедрение новой технологии ведется системно и с большим бюджетом: ведь приходится оплачивать и размещение этих фейков в украинских СМИ, и создание фейковых сайтов и, к тому же, разгонять все эти фейки в России. Не брезгуют этими новостями ни "ТАСС", ни уже упомянутые "Российская газета" "Взгляд", "Лента.ру", а также внимание всем этим петициям уделил лично Виктор Медведчук, который в своем ЖЖ подробно описал, сколько и каких предприятий "обратилось" к Порошенко. Проект масштабный и недешевый, короче говоря.


И у него есть третья часть - на сегодняшний день финальная. Как будто призывов к Порошенко от трудовых коллективов и олигархов режиссерам этой атаки было мало, они решили подключить более широкие слои населения к давлению на Порошенко "для восстановления экономических связей с РФ". И в начале декабря на сайтах областных советов Полтавской, Черниговской и Днепропетровской областей, а также на сайте горсовета Кропивницкого появились петиции, в которых уже жители областей якобы также призывают эти отношения срочно восстановить. Все эти петиции быстро набрали необходимое количество голосов - и преодолели барьер, необходимый для обсуждения петиций на заседаниях советов. Однако, как пишет в своем материале сайт "СтопФейк", три петиции - в Полтавской, Днепровской и Черниговской областях "имеют признаки того, что создавались не жителями этих регионов, а результаты голосования были сфальсифицированы".

Читайте также на "Цензор.НЕТ": "Наращивается информационное воздействие на население России в целях размывания духовно-нравственных ценностей", - Путин утвердил Доктрину информационной безопасности РФ

"Для создания учетных записей для подписи за петицию использовались анонимные зарубежные VPN-серверы, и серверы из неподконтрольной территории Украины, в частности, города Луганска. Также, согласно реестра, с одного IP-адреса свои подписи поставили несколько человек. Были случаи, когда один сервер использовали более 300 пользователей", - рассказала "СтопФейку" советница председателя Полтавского облсовета Анна Шавир. В Днепре не смогли связаться с автором петиции и усмотрели в ней признаки накрутки голосов - поэтому, как и в Полтаве, выносить ее на голосование не стали. Все четыре петиции написаны с грамматическими ошибками в украинском языке и текстуально идентичны. Как, впрочем, и все те новости, которые посвящены "просьбам и требованиям", скажем, "харьковских машиностроителей" и "запорожских аграриев" - во всех главным тезисом было то, что предприятия без российских партнеров обанкротится, даже если предприятия уже не работают.

Интересно, что Безбах, когда инициировал создание группы в Раде, также начал сбор петиций под обращением к Порошенко с просьбой "восстановить экономические отношения с РФ" - только подписи он собирает не у рядовых граждан, а у депутатов.




"Естественно, что и вся информация о "петициях" тут же перепечатывается пулом уже перечисленных российских СМИ - и также фигурирует у СМИ украинских: это, традиционно, "Вести.ua", "112", "Корреспондент" "Комментарии", на которые затем и ссылаются российские СМИ. Очевидно, что кому-то очень надо создать впечатление, будто рядовые украинцы, депутаты, промышленники и аграрии прямо жить не могут без экономических связей с Россией. И было бы не лишне понять, кто именно стоит за этой хорошо оплаченной поставкой фейков в украинские СМИ - вариантов, в сущности, немного", - резюмирует автор исследования Скляревская.


← Назад в рубрику