Цензор.НЕТ

12.07.17 16:33

Крупный инвестор Ryanair дал бы новое дыхание стране, а пока - улыбаемся и машем, - Мерило

Вопрос невхождения Ryanair в Украину - это не просто вопрос одного лоукостера, а история невхождения в Украину одного крупного инвестора.

лоукост ryanair авиасообщение

Как передает Цензор.НЕТ, об этом для "НВ" пишет советник министра инфраструктуры и транспорта, заместитель мэра Днепра и советник мэра Львова Яника Мерило.

"Каждый менеджер знает, что переговоры ведутся исходя из того, насколько сильны позиции и какой желаемый результат. Давайте посмотрим немного на позиции. В индексе экономической свободы Украина на 166 месте, в простоте ведения бизнеса - на 80-м, в индексе коррупции - на 131 месте в мире. Судам в Украине - не доверяют. Это исходная точка реалий.

Каждый менеджер знает о том "что измеряешь, то и получаешь". Упрощенно говоря - если измеряешь прибыль, то и получаешь соответствующий результат. Где приоритетом является не удобство для граждан, поддержка развития страны и отрасли туризма, а точечные решения прибыли данного предприятия - аэропорта.

Также классикой учебника является, что часто, когда цель - прибыль, забываются другие ценности, такие как комфорт, доступность для людей и т.д. Спросите у МАУ. Хотя можно спорить о том, что у монополиста должно быть больше обязательств, чем своя прибыль. Но у государственного аэропорта должна быть миссия стать самым удобным, доступным и эффективным хабом для своих пассажиров.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Wizz Air начнет полеты из Киева в Лиссабон и Таллинн в 2018 году

Какой мог бы быть короткий диагноз ситуации? Я не претендую на правду, но исхожу из опыта 15 лет в инвест-банкинге, сидя в наблюдательных советах более 30 предприятий, с миссией привлекать инвесторов в Украину.

У нас инвестиционный климат пока настолько никакой, что каждый инвестор знаково важен для страны. Особенно если это известный и показательный инвестор, который может за собой привлечь еще других. Или наоборот - спугнуть их. Реальность такова, что инвесторы видят крупный план, а не слушают наши объяснения. Рейтинги, новости о наездах, Ryanair передумал. Как вам такой Welcome to Ukraine? И в итоге многим проще открыть одну точку в новом городе, где они уже работают, чем войти в новую страну с огромной бюрократией и коррупцией.

У руководства аэропорта Борисполь должна быть основная цель не зарабатывать больше прибыли, а повысить количество пассажиров. В Борисполе примерно 8,7 млн пассажиров в год. В аэропорту маленькой Риги - 5,4 млн, в еще меньшем Таллинне - 2,2 млн. Основная цель - только прибыль - иногда идет в прямой ущерб жителям и стране.
В бизнесе есть понятие - переговоры. Есть разные позиции и цель достигнуть результат. И переговоры обычно ведутся исходя из цели - договориться. Невероятно неэтично комментировать детально суть переговоров, разглашая детали. И трудно поверить в невозможность найти решения. Да, даже с меньшей прибылью, но понимая стратегическую важность инвестора. И да, предложить всем те же условия. Извините, что напоминаю - у нас нет очереди инвесторов. После Ryanair она стала еще меньше.

Складывается впечатление не о желании договориться, а, скорее, найти оправдания, почему не получилось. Я не говорю о "следе МАУ", но им этот результат точно не причинил ущерб.

Читайте на "Цензор.НЕТ": "Принято решение о продолжении переговоров с лоукостером", - директор "Борисполя" Рябикин о ситуации с Ryanair

Некоторые условия, выдвинутые Ryanair, для инвесторов более чем понятные. Желание решать конфликты в Великобритании? Да вы что, мы же не доверяем судам Великобритании, мы доверяем нашим - хорошим, домашним, недореформированным. Я почти за то, что пока судебная реформа не прошла - отдать все коммерческие вопросы на аутсорсинг в Великобританию. Будет хоть доверие инвесторов, а не тихая структуризация бизнеса через другие страны. Да, к сожалению, это так. Практически все большие инвесторы, входя в Украину, имеют иностранную надстройку, так как многие вопросы в украинском законодательстве не решены так же, как в Европе, и нет никакого доверия к судам.

В заключение хотела бы сказать: вопрос Ryanair - это не просто вопрос одного лоукостера, а история невхождения в Украину одного крупного инвестора. Который бы во многом дал новое дыхание стране. Менеджмент говорит - невыгодный для коммерческих целей договор. Иностранные инвесторы издалека могут сказать - коррумпированная и олигархическая, с большими бизнес-рисками страна, которая не способна привлекать инвесторов. А государство могло бы сказать - давайте поставим выше всего стратегию развития страны, привлечение инвесторов, комфорт для жителей, создание новых рабочих мест. И дать с этой точки зрения свою оценку происходящему.

А пока - улыбаемся и машем".

Смотрите на "Цензор.НЕТ: Сегодня Украина имеет рост прямых иностранных инвестиций более чем на $0,5 млрд, - Порошенко. ВИДЕО

Напомним, Ryanair в понедельник вечером, 10 июля, объявил об отмене запланированного входа в Украину.

"Мы сожалеем, что аэропорт Киева продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций мощного авиафлота Ryanair", - прокомментировал это решение главный коммерческий директор (CCO) Ryanair Дэвид О'Брайен (David O'Brien).

По его словам, "Борисполь" выбрал защиту авиакомпаний с высокими тарифами, включая "Международные авиалинии Украины", лишает украинских потребителей и посетителей страны доступа к низким тарифам в Европе и широкой сети маршрутов.

Он выразил сожаление, что аэропорт Львова стал жертвой решения "Борисполя".

Компания же предложила клиентам, уже купившим билеты на объявленные рейсы из/в Украину, связаться с ней по почте для возврата денег.

Ранее в понедельник Рябикин заявил, что Ryanair выдвигает к "Борисполю" требования в отношении полетов в Киев, которые не соответствуют украинскому законодательству.

"Первое: они требуют, чтобы спорные вопросы решались в Лондонском арбитраже с применением лондонского права. Мы же настаиваем, что вопросы должны решаться в судебном порядке в украинских инстанциях", - сказал он.

Среди других таких условий - бесплатная аэронавигация, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, требования о 60 днях кредитования со стороны аэропорта и выплата 35% прибыли от деятельности магазинов дьюти-фри, закрепление пассажирского сбора в сумме $7,5 на пять лет.

Рябикин заявил, что не намерен подписывать договор с Ryanair, пока не будут сняты все разногласия в пунктах договора.

Такую позицию в понедельник резко раскритиковал Омелян, выразивший в очередной раз предположение, что помехи приходу Ryanair в Украину связаны с нежеланием открытой конкуренции со стороны крупнейшей украинской госкомпании "МАУ", задолжавшей бюджету около 400 млн грн.
← Назад в рубрику