Цензор.НЕТ

12.07.05 12:22

УКРАИНСКИЙ РЕНЕССАНС: Ющенко - Мазепа, Тимошенко - Мона Лиза. (ФОТО)

Оксана Цеацура, 38 лет. Занимается фотографией с 14-ти. Всяческим светским туссовкам и членствам в полезных колхозах предпочитает бесконечные эксперименты с печатными технологиями и материалами. Асс цифрового анализа и преображения изображения. Наблюдател

УКРАИНСКИЙ РЕНЕССАНС: Ющенко - Мазепа, Тимошенко - Мона Лиза. (ФОТО)

- Ваши картины на холсте часто сравнивают с работами Катерины Рождественской.

- Да, когда речь идет о костюмированных съемках в соответствующем антураже. Но такое удовольствие – очень дорогое в буквальном смысле слова. Подобные съемки, это уже не только технический процесс обеспечения нужной картинки, а настоящее действо, таинство, праздник. Когда выбрана тема - определяется состав нужных специалистов, место съемки, костюмы, детали. Подготовка длится неделю, две, месяц. Я делаю эскизы, продумываю мизансцену заранее. Во время самой съемки мое внимание уже больше занимает техническая сторона. Очень часто снимается что-то другое, больше задуманного, и порой именно импровизация дает хитовые дубли. Важно также, что такие групповые занятия – уже намного больше чем просто добыча дублей. Это шикарный способ общения в другом измерении, улет в другую эпоху с выплеском адреналина и открытием в себе новых качеств. Те, кто в любом амплуа побывал на таких фотофиестах, непременно настроен на продолжение.

Но чаще на свет появляются работы уже в виде фотомонтажа, стилизованные под ту или иную эпоху.





- Откуда возникает желание преображать имидж персоны, в том числе Юлии?

- Картинки с нежными, возвышенными девушками – чудесный способ отдохнуть от монотонных манипуляций при выполнении рутинных заказов. В основном народ ожидает продукта, желая: “сделай мне классный портрет”, “что сама сочтешь нужным”. Но никто не говорит открытым текстом “затри морщины”, “побрей меня”, “уменьши подбородок...мешки под глазами”. А ведь довольно часто мне приходится выполнять заказ “под ключ” – от студии - до полиграфии. Конечно, после всех этих пиджаков с обещанием лучшей жизни на плакате хочется порезвиться с драпировкой Вакханки или фоном для Мокоши.





- А к вам обращались с заказами на формирование имиджа?

- Формирование имиджа – длительный, трудоемкий процесс в командном исполнении. Не многие предоставляют этой институции соответствующее место в открытом плавании. Чаще обращаются к отдельно взятым специалистам или услугам в аварийном порядке, когда уже “горит”. Во всяком случае, это часто подтверждается в день съемки. Но – не беда. Аналогичный образ жизни вип-заказчиков давно породил конструктивную схему проведения и самой съемки и подготовки к ней. Даже если у человека – минимум комплексов и он открыт, все равно негативно срабатывают факторы новой обстановки, физического состояния, мысли, мобилкины звонки, пр. Я никогда не бросаю своего героя на амбразуру камеры сразу с корабля. Общаемся. Запускаю в экспресс-анализ все свои сенсоры, считываю его бегущие строки, высвеченные на лбу, руках, осанке. Вывожу на внутреннюю консоль суммарный результат и применяю локальные меры скоростной адаптации субъекта к съемке его (уже) “красивого”. На глобальные меры по усилению позитивов в студии времени нет! Есть экзамен для двоих. Скорее даже – поединок. Побеждают фоты. И уже не важно, что к концу сессии мой гость начинает догадываться, что его ответы на мои вопросы меня не интересовали....





- Неужели вы так легко вытягиваете из гостя студии нужный материал?

- Увы, не всегда легко. Но есть облегчающие обстоятельства. В юности я несколько лет снимала сады и школы. Если смог справиться с детенышем, съемки взрослого – это детский сад. А если серьезно, то на меня работает другой фактор. Дело в том, что зачастую многие прихожане студии оказываются в весьма непривычной для них атмосфере. Ее состав примерно такой: откровение – 100%, раболепие – 0%, обоюдный энтузиазм 50Х50%, локальная критика, без которой не разовьется съемка – с привкусом юмора и почтения. Одна проблема – время пролетает незаметно.

- Юля Тимошенко - одна из ваших излюбленных героинь?

- Отнюдь. В создании портретов мои любимчики – герои мифов и «Святого Писания». Обожаю античных персонажей. Прошлым летом мы снимали героев славянской дохристианской мифологии. Мечтаю, чтобы украинские сказки были иллюстрированы и фотоверсиями. А Юлия - это как раз то лицо, на котором глаз отдыхает. Она относится к таким моделям, о которых сказано «ей – что ни надень, то все к лицу». Да и интерес общественности к ней – максимальный. Я не оговорилась, ЮВ – именно модель. Не в заеложенном смысле - вертихвостка, сопровождающая вип-персон в перерывах между «Плейбоями». Но публичная персона, умеющая подать себя в присутствии камеры при любой точке съемки - как в статике, так и в динамике. Кстати спрос на фото с ней имел место еще до всяких революций. Напомню, что прежде всего, я обладатель большой фототеки, предоставляю картинки для агентств, изданий, частных лиц. По статистике приобретений изображений и их типам можно составлять весьма реальные рейтинги популярности и предпочтений имидж-ряда. Ведь одно дело – произвольный опрос (на улице), другое дело – готовность оплатить заказ. Что может быть искреннее)





- Вы столько раз «перекраивали» амплуа ЮВ. А что бы вы изменили в ней реальной?

- Для нее реальной самое главное – оставаться здоровенькой. Лучший имидж политика – трезвость и дееспособность. Количество косичек и состояние кожи на эти качества влияют слабо. Опираясь на свой опыт, могу авторитетнейше заявить: зрительное восприятие лидера выборцем основывается не на качестве портрета лидера, а на его качествах лидерских. Фаны – всем репродукциям покорны: будь то размазанный репортаж, а будь – холст в рамке с инкрустацией. Приведу пример. Перед съемками первых теледебатов выборов 2004 нашего брата-репортера неожиданно попросили покинуть студию. За 20 минут до начала эфира. Якобы, чтобы выставить освещение. Мы перешли в кафешку и смотрели дебаты по простому телевизору. Даже в этом ящике можно было рассмотреть: на что ушло 20 минут работы мастеров света. На Первом Национальном ТВ канале так жестоко осветить В.Ющенко мог только либо сапожник, либо специалист высокого класса. Второе могло бы подтвердиться при выполнении задачи «вытянуть» каждый бугорок на лице ВЮ. При этом на лице ВФ таких бугорков проявляться не должно. (кстати сказать, гриму г.Януковича в тот вечер могла позавидовать любая модница – так профессионально он был нанесен). И что? Народ ловил каждое слово обоих, не особо обращая внимание на состояние лиц оппонентов. Да что там видеоряд! Даже контрапункт запонки, да по оранжевой кружке, не смог отвлечь слушателя от сказанных слов.

- А много ли в вашей коллекции политиков?

- Коллекция – всегда остается неполной. Ведь я не ставила производство таких картинок на поток. Во-вторых, не каждый вдохновит. Не каждый из них - открыт для презентации его образа. И уж тем более – далеко не каждый может позволить себе роскошь в разгар карьеры и “забитости” расписания работы переключиться на вольное совместное творчество. А на закате карьеры - паблик пипл уже никому не интересны. Здесь они чаще ставят красивый аккорд для себя в удовольствие, заказывая светский, семейный потрет. Как ни крути, а политики – скоропортящийся продукт. Либо музы должны служить суетливо. Поэтому Катя Рождественская производит “долгоиграющую” братию: кого от души, а кого – для количества. Проект запущен масштабный и не пристало разочаровывать прирученую к порции свежака публику. Меня от такого регулярного насилия бог миловал. Свою собственную инициативу я могу проявить в двух случаях: если персона колоритна и сама “просится на холст”, либо картинку желают хорошие люди. Именно совокупность этих причин и есть ответ на вопрос: почему “Украинский Ренессанс” до сих пор не выпустил колоду игральных карт с украинскими политиками. При высокой себестоимости добротного продукта чистая номинальность персон меня не удовлетворит. Здесь картинка пока для меня размыта, не вижу стройной галереи, а ведь для такой творческой авантюры нужен кураж творца и желание покуражиться у потребителя. Но, если хочешь, могу привести ассоциации, возникающие у меня с известными персонами.

Гавриш – “Украинский Мачо” – наряд воина / воеводы, на транспортном средстве – от “коныка-братика” до турбо-скуттера; с обязательным орудием фаллической формы.
Шкиль – пилигрим или пастор
Бродский – рыба с плавниками в виде клешней
Зинченко – крупная, не хищная задумчивая птица.
Пинчук – индустриальный пейзаж под музыку Равеля
Порошенко – семейство кошачьих
Коммунисты – крабовые палочки с их типичными свойствами, из общей массы которых прорисовывается съедобный и насыщенный Крючков
Парламентская фракция коммунистов - красная икра, исполняющая интернационал.
Кучма - комбайнер в кепке
Турчинов – летописец Нестор
Нестор – не летописец Шуфрич и т.д.

- Активизируют ли выборные компании заказы на съемки?

- Для широкого применения фоты лица – да, а «художки» - нет. Она существует сама по себе.

- Что такое «Украинский Ренессанс»?

- Это команда личностей, обладающих желанием и умением возродить лучшие традиции изобразительного творчества: здесь, в Украине и для Украины. Снова сделать модными красивые, стильные, умные вещи. История безвкусицы в Украине упирается корнями во времена царствования большевистской идеологии, когда подлинные духовные ценности интенсивно подменялись суррогатом. Вспомните, к примеру, открытку начала века. Атеисты залепили своими призывами православные, семейные праздники. Исчезли целые направления открыток: жанровая, юмористическая (но с моралью), иллюстрации к популярным песням или пословицам. А какие писались пожелания! Каким теплом веет от видовой киевской карточки с надписью «Привет с Подола!». После войны немецкая трофейная открытка немного разбавила все эти «Первые маи» и «Седьмые ноябри». Но даже после снятия с религии ярлыка «опиума» под Рождество Христово, в дни умиления Младенцем и святым Семейством, нам, православным, присылали по почте китайского петуха, крысу, козлов?! После такой многолетней промывки мозгов, формируются устойчивые выражения в общении с электоратом. А электорат, воспевающий языческого идола, вдруг, обижается… Христа, говорит, на нем нет. Так год Обезьяны же отмечали накануне.

Несколько позже в продаже таки появились сюжеты «С днем Ангела», «Пасха». Но стиль другой: броский, лубочный. Россия завалила Украину своей лаптеобразной открыткой. У нас перевелись художники? У нас нет школы? Нет! Наши экономические условия, налоги, квоты, бумага, лобисты… открыли все врата для добивания нашего издателя, автора, дизайнера, печатника. Вот и вывозят наши денежки в Москву, в обмен на пестрый ширпотреб. А нашему художнику/фотографу от отечественного издателя достаются сущие гроши. Та же картина с постером, плакатом, календарем, путеводителем. Да и не только с утилитарной полиграфией, но и другими видами массового производства. Так что, возрождать нашему Ренесансу – и возрождать.

- У вас есть спонсоры?

- Мы сами себе спонсоры. Перспективный проект окупаем по определению. К тому же, в свое время я оставила попытки «окучивать» меценатов да и вообще – о чем-либо просить. Испанцы говорят: «Выпросить – дороже, чем заработать». Они правы. Время, энергию, усилия, потраченные на подготовку бумаг, высиживания в приемных, стирание ног до колен и пр., лучше потратить на себя. Важно не только заработать деньги, но правильно ими распорядиться, вложить. Картинки – штука прожорливая. В деловом окружении более важны партнеры, заказчики.

- А когда же заниматься творчеством, если нужно без устали крутиться, чтобы окупить пусть даже небольшую коллекцию, не говоря уже о нескольких направлениях вашего творчества?

- Я предпочитаю не крутиться, а свинговать. То есть гибко чередовать выполнение навязанных заказов с творческими «отрывами» в результате которых и появляются вполне «реальные фантазии». Нельзя останавливать только один процесс – шлифование мастерства. Остальное – само позвонит и скажет: чего оно хочет на этот раз.


- И по этой причине вы не претендуете на государственные гранты, программы?

- Было такое. Проехали. Меня больше интересуют общие тенденции готовности общества к ментальному и рыночному потреблению арт-продукции в стране в целом, тональность эстетических запросов, истоки формирования вкусов, моды. Ведь не каждому мастеру удается пробиться к элитной кормушке, а украинских меценатов можно пересчитать по пальцам. Кошелек начинающего и среднего арт-мастера зависит от среднестатистического гражданина, т.е. доминирующего потребителя арт-продукции. Только тогда, когда (как говорила Ю.Т.) «громадяни України нарешті наїдяться м`яса” и достигнут нормальной человеческой /потребительской кондиции, они возьмутся за переоценку своего окружения, поднимут планку своих запросов на «ненасущные» вещи. И только тогда систематическое приобретение предметов красоты и эстетического удовлетворения поманят художника, певца, хореографа заняться своим родным и любимым делом вплотную, без трибунных призывов «Возрождать, приумножать, расширять». И не важно, где появятся талантливые работы – в галерее или на Петровке.



Горбачев в свое время взялся за идеологические реформы, призывы и ... пришли туда, откуда шли. А наша Юля - взялась за чистку авгиевых конюшен экономики. Это – хороший знак. Значит, придем в галереи. Всей толпой. Тогда, когда кормление страны мясом таки окажется не популизмом, а пройденным этапом. А всякие призывы возрождать культуру, традиции в большинстве своем – зарабатывание баллов и отмывание денег пристроившихся чиновников.
Пойду-ка я чего-нибудь порисую. А тебе – большое украинское спасибо…. В субботу снимаем Богиню весны. Присоединяйся!



ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Депутаты поделились сокровенными мечтами о Тимошенко и ее нарядах

В Донецкой области выпекают "Юлину косу"

Галантная французская пресса осыпала комплиментами Юлию Тимошенко

Ющенко понравилось появление Тимошенко в "Плейбое"

← Назад в рубрику