Цензор.НЕТ

31.08.06 16:20

Сегодня 20 лет с дня крушения крупнейшего лайнера СССР - "Адмирала Нахимова". ФОТОрепортаж.

31 августа 2006 года исполняется ровно 20 лет со дня гибели пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов". Произошедшая в СССР трагедия потрясла весь мир. Вместе с крупнейшим лайнером Черноморского флота погибли 423 человека, 65 так и остались лежать вместе с "Нахимовым" на дне моря. И до сих пор некоторые моменты этой трагедии кажутся таинственными.

корабль В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года самый крупный на Черном море пароход "Адмирал Нахимов" (длина 174,3 м, ширина 21,02 м, высота борта 11,81 м) вышел из Новороссийска в Сочи. На его борту, по официальным данным, находились 1234 человека, из них - 888 пассажиров и 346 членов экипажа. По другим данным, на борту было 1259 человек. (Стоит отметить, что только с этой цифрой сходятся данные о погибших и спасенных - ред.). В 23:12 по московскому времени на выходе из Цемесской бухты он столкнулся с сухогрузом "Петр Васев", который входил в порт.

Удар "Васева" пришелся в правый борт "Адмирала Нахимова", в результате чего образовалась пробоина высотой 10 м и длиной более 8 м. Через 7-8 минут после удара лайнер затонул.

Первым на месте катастрофы в 23:35 по московскому времени оказался лоцманский катер ЛК-90, который шел навстречу "Петру Васеву" для его сопровождения в порт. Катер принял на борт 118 человек. Вслед за ним на место катастрофы прибыли буксиры, пограничные катера, суда на подводных крыльях "Комета". Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, узнав о трагедии, вышли в море на ялах, выгребая против ветра.

Адмирал Нахимов"Всего было спасено 836 человек, из них - 566 пассажиров (в т.ч. 5 детей) и 270 членов экипажа, - напомнила директор благотворительного фонда "Нахимовец" Наталья Рождественская. - Общее число жертв составило 423 человека, в их числе - 359 туристов и 64 члена экипажа, два водолаза погибли при производстве водолазных работ".

Сам "Адмирал Нахимов" покоится в море в двух милях от мыса Дооб, на глубине 48-49 метров. Адмирал Нахимов

Сегодня в Новороссийске пройдут траурные мероприятия, приуроченные к 20-летию со дня гибели "Адмирала Нахимова". Ключевым моментом станет выход в море родственников погибших к месту, где покоится пароход, чтобы почтить их память, сообщил глава города Владимир Синяговский. Поминальный ритуал пройдет с молитвами, свечами, возложением венков в открытом море.

Накануне в Новороссийск прибыли родственники погибших и спасенные пассажиры трагического рейса из разных уголков России и ближнего зарубежья - всего 45 человек. Их разместили в санатории "Лесная гавань" в курортном местечке Широкая Балка. Сюда же доставлены ведущие врачи-психологи и кардиологи городских больниц и поликлиник, которые все эти дни будут находиться рядом с гостями.

Как рассказала Наталья Рождественская, ритуальные мероприятия сегодня завершатся поминальным обедом и посещением памятника жертвам кораблекрушения. Он установлен на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, что в поселке Кабардинка. В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего лайнера и остановившиеся в момент трагедии - 23:20. На стенах мемориала на литых траурных плитах - фамилии всех погибших.

 

Все ритуальные расходы взяла на себя городская администрация. Теплоход "150 лет Новороссийску", на котором родственники погибших выйдут к месту гибели "Адмирала Нахимова", выделило Новороссийское пароходство.

История корабля

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику. В 1945 году в устье реки Свине (близ Свинемюнде) он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров.

В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет репараций. При попытке подъема судна в начале 1947 года снова произошел взрыв, и судно вновь погрузилось на дно. В том же 1947 году пароход получил новое название - "Адмирал Нахимов". С 1957 года судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Пускать изношенный лайнер дальше Черноморского побережья боялись, и за границу он не ходил. 5 сентября "Нахимов" должны были отправить на металлолом. Но за шесть дней до этого он упокоился на дне Черного моря.

В обиходе моряки называли "Адмирала Нахимова" "две трубы - одна зарплата", поскольку в отличие от других круизных судов трубы у него было две, а зарплату платили только в рублях.

Второй, валютной части оплаты, ради которой в советское время и работали моряки, на привязанном к российскому берегу судне не было. Экипаж парохода состоял либо из молодых моряков, стремящихся получить разрешение на работу в заграничных круизах, либо из проштрафившихся моряков загранзаплыва или так называемых "невыездных". Проштрафившимся был и капитан "Нахимова" Вадим Марков. Он и капитан "Васева" были приговорены к 15 годам тюрьмы каждый, но в 1992 году их помиловали. 

После кораблекрушения всем выжившим членам экипажа немедленно дали разрешение на работу в заграничных рейсах.

Все подробности, хроника событий, свидетельства очевидцев и т.п. на http://admiral-nakhimov.net.ru/

← Назад в рубрику