Цензор.НЕТ

02.03.07 18:10

В Украине утвердили "критерии", по которым эротику отличат от порнографии

Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали решила обратиться к ведущим производителям и распространителям рекламы, а также к рекламодателям с требованием не допускать появления в рекламном пространстве продукции, которая нарушает этические, гуманистические и моральные нормы, пренебрегает правилами приличия

Комиссия также призывает Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания не разрешать без ее согласия трансляцию рекламы, содержание которой вызывает сомнение относительно соответствия статьям 8, 14 Закона "О защите общественной морали", а также статьям 7, 8 Закона "О рекламе", т.е. трансляцию роликов сексуального или эротического характера.

С целью оценить материалы сексуального и эротического характера на предмет их принадлежности к категориям эротики или порнографии, комиссия утвердила "Критерии отнесения печатной, аудиовизуальной, электронной и другой продукции, в том числе рекламы, а также переданных и полученных по коммуникационным линиям сообщений и материалов к разряду порнографической или эротической продукции". По ее мнению, такая формализация критериев станет первым шагом к оформлению их в единый законодательный акт, который позволит четко определять характер продукции и избежать "двусмысленности и ошибок" в практике государственных учреждений, регламентирующих этот вид деятельности, правоохранительных органов и судов. Представители комиссии сообщили, что в данное время работа над документом продолжается, "проводятся консультации с научными работниками и экспертами".

Согласно документу, признаком порнографии формально является анонимность производителя продукции, "отсутствие списка действующих лиц и исполнителей, использование псевдонимов", "отсутствие в произведении сюжета, интриги, контекста", "отсутствие творческой концепции и художественных принципов построения произведения", однозначность интерпретации сцен, использование ненормативной лексики, "целенаправленное и циничное усиление эротического влияния сексуально-откровенного материала на зрителя с помощью детализации изображения с целью создания условий для подробного рассматривания и смакования всего процесса" и пр.

Один из разделов документа - "Сексологические критерии порнографии". Сюда относится изображение сцен полового акта, изображение крупным планом половых органов, изображение анормальных и извращенных форм сексуального взаимодействия и др. Другой раздел - "Сексологические критерии эротики". Он оговаривает показ полуобнаженных и обнаженных моделей с демонстрацией определенных частей тела, а также использование в качестве фона элементов пейзажа, интерьера, мебели, игрушек, автомобилей, а также изысканной одежды и белья, ювелирных украшений и бижутерии и т.п.

Комиссия констатирует наличие четкой тенденции увеличения нарушений действующего законодательства в сфере защиты общественной морали на рынке рекламных услуг. Следует отметить, что накануне Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали "забраковала" рекламный ролик виртуального мобильного оператора "Jeans", который якобы "носит сексуально-эротический характер, поскольку сюжетная линия сфокусирована на демонстрации быстротечной сексуальной связи между юными парнем и девушкой, в общественном месте". Оператор не согласен с таким выводом и намерен обратиться за помощью к экспертам. В то же время компания-производитель женского белья "A jour", которой запретили размещать в метро свои рекламные плакаты, тоже решила обратиться за помощью, но уже не к экспертам, а в суд.

← Назад в рубрику