Цензор.НЕТ

03.07.09 12:41

В Украине проходит рейдерский захват портов, - Александр Кава

Сегодня фактически проходит захват портов в Украине, считает Александр Кава, руководитель Центра политического и экономического анализа.

Такая угроза нависла и  над портом Южным - самым глубоководным  и перспективным портом страны. И сегодня порт Южный вместо того, чтобы решать задачи дальнейшего усовершенствования работы, вынужден бороться с судебными исками, которые исходят от компании «Трансинвестсервис» (ТИС), точнее, ее «дочки» – предприятия «ТИС-Руда». 

В январе 2009 года ООО «ТИС-Руда»  подало в Одесский областной хозяйственный суд иск с требованием к порту Южному выплатить более 51,3 миллионов гривен – якобы за имущество, «полученное без правовых оснований». Оспариваемым имуществом ТИСовцы назвали акваторию порта в районе 18-го причала, на которой они самостоятельно провели дноуглубительные работы. При этом истцы не обращают внимания на то, что сам 18-й причал полностью включён в акваторию, отданную Кабинетом министров в пользование порту, и на то, что частная структура, по закону, не имеет права на отведение даже малой части акватории.  

Руководитель  Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает, что действия ТИСа могут быть попыткой теневой приватизации украинских портов, которые находятся в государственной собственности. «Это может быть довольно-таки опасным прецедентом, поскольку в Украине помимо Южного есть и другие интересные порты: Одесский морской торговый порт, Ильичевский, Николаевский, Херсонский, где наряду с государственной собственностью присутствует много коммерческих структур, которые арендуют причалы и складские помещения. Несмотря на то, что по закону приватизация портов запрещена, в Украине, к сожалению, довольно часто решения принимаются в разрез существующего законодательства», - выразил свое мнение эксперт.  

Также с 2007 года тянется так называемое «дело  о портовых сборах». Тогда ООО  «ТИС» и ООО «ТИС-Руда» обратились в Одесское территориальное отделение  Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) с требованием уравнять тарифы портовых сборов, которые порт Южный устанавливает для судов, подходящих к его причалам и к причалу, который обслуживает ТИС.  

Александр Кава подтверждает, что порты – это  очень лакомый кусочек в Украине, учитывая то, какой объем грузов проходит через них. «В последнее время все больше и больше частных структур смотрят на данный вид бизнеса. До финансового и экономического кризиса наблюдался стабильный рост грузопотока через порты Украины. В принципе портовые сборы в Украине отвечают среднемировым стандартам, поэтому стремление ТИСа снизить их можно объяснить желанием любым способом платить меньше. В мировой практике, размер портового сбора зависит не от расстояния, которое проходит корабль до причала, а от того, на сколько этот корабль маневрен. Это связано с тем, что когда заходит один корабль это создает препятствия для входа/выхода других кораблей. А порт заинтересован в том, чтобы как можно быстрее ставить корабли к причалу и, соответственно, забирать их", - объяснил Александр Кава.  

Если бы суд  принял решение удовлетворить исковые требования ТИСовцев, то это создало бы прецедент. По такой схеме можно было бы «бомбить» исками каждый причал, построенный в акватории порта – и в результате фактически парализовать предприятие.

← Назад в рубрику