Цензор.НЕТ

22.08.06 13:33

Архитекторы шутят: коллекция курьезов. ФОТОрепортаж.

Если бы все до одного архитекторы были серьезными и консервативными людьми, наша жизнь и окружающий нас пейзаж наводили бы смертельную скуку. К счастью, это не так! Именно поэтому в самых разных уголках планеты мы можем любоваться воплощением их неуемной фантазии и чувства юмора.

Бывают курьезы случайные – вроде памятника Мичурину в городе Мичуринске, пиджак которого «застегивается» на женскую сторону. Или памятника Ленину, у которого одна кепка в руке, а другая еще и на голове. Да что там говорить: знаменитая Пизанская башня попала в разряд архитектурных курьезов тоже вполне случайно. Задуманная в 1173 году как символ славы республики Пизы, башня начала «наклоняться» из-за просевшей почвы еще до конца строительства. В результате вместо стандартного монумента получился всемирно известный раритет. Но недавно итальянцы решили эту удачную шутку продолжить: одной Пизанской башни им показалось мало – и они принялись неподалеку от прежней строить новую. В отличие от первой, аварийной, Пизанская башня – 2 будет жилой и обитаемой, а «наклон» ее будет… имитироваться с помощью специального освещения. Кстати, о башнях… Еще дальше пошел архитектор Маркус Вилфлинг из города Граца, который спроектировал Башню-тень – абсолютный двойник Часовой башни (символа города). Впрочем, на такие «шутки гения» в городе архитекторов Граце никто не обижается.

Милые» шалости

В стремлении выделиться и сделать что-то оригинальное (и, может быть, войти в историю) архитекторы иной раз намеренно нарушают традиции и правила. Так, архитектурная шутка конца 18-го века под названием «Березовый дом», фасад которого декорирован березой и напоминает поленницу дров, до сих пор является наиболее интересной достопримечательностью городского парка в Гатчине. А отель «Карлтон» (ныне «Свобода») в чешском городе Марианские Лазне, построенный в начале 20-го века по проекту местного архитектора, благодаря «нерадивости» автора прославился на весь мир: все его 4 этажа спроектированы в разных исторических стилях, и даже все окна в здании имеют разные размеры!

Необычен и знаменитый «Дом Мельникова» в Кривоарбатском переулке в Москве, в особенности история его создания. Собравшись построить для своей семьи дом, маститый архитектор попросил свою маленькую дочь нарисовать, какой именно дом она хочет. Девочка взяла карандаш и нарисовала нечто вроде двух пересекающихся обручальных колец. Тогда она еще не знала, что изобретает новую конструкцию здания, имеющего максимальную площадь при минимальной поверхности наружных стен. Это был 1929 год: дом из двух соединенных цилиндров, который построил Мельников по «замыслу» дочери, стал самой необычной среди московских жилых построек того времени – и до сих пор он привлекает внимание архитекторов со всего мира.

Непревзойденными мастерами эпатажа были авангардисты бунтарских 60-х: к примеру, откровенно фаллический небоскреб в Барселоне выглядит экзотично даже на фоне многочисленных архитектурных парадоксов барселонского гения Гауди. Кстати, люди далеко не всегда адекватно воспринимают подобные смелые решения: так, например, скандально известному «дому на столбах» в Иркутске питерского архитектора Владимира Павлова за многие десятилетия долгостроя местные жители дали множество довольно-таки обидных прозвищ: «избушка на курьих ножках», «курятник», «нефтебаза». Зато сочинскому «шутнику» Евгению Величко – автору бетонного монумента «Ухо» размером в человеческий рост – повезло больше. Его замысел – создать туристическое «местечко», где люди смогут нашептывать «на ушко» памятнику свои тайные желания, – вполне удался. Теперь «Ухо» на радость отдыхающим красуется на главной улице Сочи.

Дома в виде…

 

Идея не нова: сделать дом в виде чего-нибудь конкретного (вроде пресловутой избушки с «курьими ножками»). Красиво – и эффектно! Еще в 1049 году во Вьетнаме была построена «пагода на одном столбе», призванная изображать цветок лотоса. Но для того времени такая задача была трудно выполнима. Реально подойти к воплощению идеи домов-предметов удалось только на рубеже 19-20 веков, когда владельцы мануфактур в рекламных целях стали строить торговые павильоны на выставках в виде гигантских изделий своей фирмы (например, павильон-бутылка Н. Н. Бекетова). В итоге получился своеобразный архитектурный поп-арт. Сегодня идея домов-предметов, рекламирующих самих себя, представляется еще более перспективной в свете новых строительных технологий. Построить можно все, что угодно: дом-самолет, дом-чашку, дом-автомобиль, дом-арбуз… К примеру, в Мельбурне вскоре появится 34-этажный дом в виде мобильного телефона. В Ашхабаде – 62-метровое здание Минздрава в виде змеи (всемирной эмблемы медицины). В Караганде планируется возвести дом-ботинок для школы-студии степа. В новом московском Сити появится здание в виде песочных часов. И это совсем не шутки!

Подобные «дома в виде» строятся и строились не только в рекламных целях. Театр Российской Армии, имеющий в плане форму звезды, дом в виде футбольного мяча, построенный голландцем Яном Сонки в Африке, передвижной дом – летающая тарелка финского архитектора Матти Сууронена, дом-кукуруза в Питере… А сколько существует домов-яиц! Дом, напоминающий яйцо Фаберже, в Москве… Единственный в мире музей Писанки (здание в виде 13-метрового пасхального яйца) в городе Коломыя на Украине… И, конечно же, знаменитый «яйцеобразный» комплекс на берегу Темзы в Лондоне (City Hall). Последний интересен еще и тем, что его необычная форма была не причудой архитектурной мысли, а результатом компьютерного моделирования, нацеленного на получение оптимальных параметров здания для максимального энергосбережения в условиях местного климата.

Между тем, шаловливая архитектурная мысль не дремлет и сегодня: на выставках появляются все новые и новые провокационные проекты: «Подземный город» на базальтовой плите с небоскребами, «растущими» вниз (группа «Обледенение архитекторов»), или проект «упаковки» целого микрорайона хрущевок в три больших башни, чтобы остальная часть превратилась в город-сад (архитектор Рем Коолхаас). Одним словом, «Улыбайтесь, господа!» – как говорил Мюнхгаузен. Тот самый…

← Назад в рубрику