Цензор.НЕТ

31.05.12 11:59

ПЕРВЫЙ КИЕВСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КИЕВЛЯНАМ?

Право на проведение местных референдумов гарантировано нам Конституцией и регламентировано в Законе еще с 1991 года. Но, к сожалению, именно этим инструментом народовластия гражданское общество у нас в стране пользуется крайне редко. Столица, к примеру, за более чем два десятилетия впервые «созрела» к проведению референдума…

Очевидно, до сей поры просто некому было инициировать проведение столь масштабного «соцопроса» в Киеве, а, возможно, мнение народа на тот или иной счет не особо волновало руководство города. Александр Попов, инициировавший проведение референдума, неоднократно объяснял свою позицию тем, что результаты референдума позволят беспрепятственно исполнять волю киевлян, невзирая на мнения депутатов Киеврады, зачастую ориентирующихся последнее время на бизнес-интересы своих политических сил или исходя из «временной нецелесообразности».

Первый вопрос , вынесенный на референдум, касается обязательного внесения в ежегодный бюджет города Киева статьи о предоставлении адресной материальной помощи пенсионерам и надбавок работникам бюджетной сферы столицы.

Не секрет, что одна из особенностей жизни в столице - высокие цены. Однако нынешний уровень пенсий и зарплат многих сотрудников бюджетной сферы - учителей, медиков - крайне низкий. Сегодня более 370 тысяч престарелых киевлян получают пенсию менее 1200 гривен. Киевляне должны определиться, желают ли они, чтобы за счет городского бюджета незащищенным и малообеспеченным гражданам выплачивалась муниципальная надбавка. Речь идет не только об адресной помощи пенсионерам, но и матерям-одиночкам, инвалидам, многодетным семьям, родителям погибших воинов и другим уязвимым категориям населения. Да, в Киеве и раньше существовали муниципальные надбавки, но их выплаты всецело зависели от того, проголосуют за них депутаты Киеврады или нет. Чтобы это была защищенная статья расходов бюджета, громада должна за это проголосовать на референдуме.

Второй вопрос , выносимый на референдуме, касается создания муниципальной милиции в столице. Вопрос о ее создании обсуждается в Киеве уже не первый год. Но, к сожалению, дальше разговоров дело так и не сдвинулось. Тем временем, украинская столица в плане правопорядка, безопасности и комфорта ее граждан ни на шаг не приблизилась к европейским стандартам в этом вопросе. В городе немало проблем, которые можно было бы перепоручить именно муниципальной милиции: незаконное паркование автомобилей, ночное патрулирование улиц, обеспечение правопорядка во время проведения крупных спортивных и культурных мероприятий…

И, наконец, третий вопрос - утверждение базовых проектных решений нового Генерального плана развития города Киева. В частности, речь идет о защите от застройки Днепровских склонов и территорий, прилегающих к Киево-Печерской Лавре и Софии Киевской, с соблюдением соответствующих рекомендаций ЮНЕСКО; реставрация исторических строений без увеличения их этажности, запрет строительства свыше девяти этажей в исторической части Киева; увеличение территории парков, бульваров и скверов на 20% с учетом прогнозных показателей прироста населения столицы; строительство новых транспортных переходов через Днепр, автодорожных тоннелей, многоуровневых развязок и т.д. Четкий и утвержденный общественностью план развития города позволит избежать тех скандалов, которые лихорадили столицу последние лет 10. Ведь город начал развиваться хаотически, многие годы подряд в действующий Генплан часто вносились изменения либо Генплан вообще игнорировался застройщиками. Таким образом, мы последнее время наблюдали постоянное ухудшение качества и уровня комфортности проживания в городе, застраивались скверы и парки, росло жилищное и офисное строительство, а социальная инфраструктура не развивалась вообще…

Более подробно обсудить каждый из предлагаемых на референдум вопросов у киевлян еще есть время. Пока же столица борется за право его проведения. К сожалению, процедура проведения местного референдума слишком забюрократизирована (кто знает, может, специально, чтобы снижать активность общественности) и требует четкого соблюдения буквы закона. Малейшее отклонение от требований действующего законодательства чревато срывом волеизъявления.

Итак, дабы наш первый киевский референдум соответствовал всем демократическим требованиям и законодательству, после того, как городская власть объявит о его проведении, киевляне должны собрать необходимое количество подписей в его поддержку. Сложность состоит в том, что подписи разрешено собирать в течение одного календарного месяца. И собрать нужно не менее 10 процентов от количества зарегистрированных на прошлых выборах в Киеве избирателей. Для столицы - это 216 тысяч голосов.

Если говорить о процедуре референдума, то она аналогична любым другим формам волеизъявления - выборам, например: есть бюллетени, есть перечень вопросов и есть возможность ответить - «да» или «нет». А вот подготовительная процедура будет несколько напоминать процедуру всеукраинской переписи населения. То есть, собиратели подписей могут появиться на пороге любой киевской квартиры.

Что нужно знать о сборщиках подписей?

Сбором подписей будет заниматься инициативная группа киевлян, созданная из представителей общественных организаций и активистов различных сообществ. Общегородскую инициативную группу столица выбрала 10 апреля. Теперь ее представители работают во всех 10 районах Киева. Как только инициативные группы были избраны на уровне районов и микрорайонов города, их количественный и личный состав подается на утверждение киевской власти. И только затем согласованные списки попадают в ЦИК (Центральную избирательную комиссию) для утверждения. Как только ЦИК утвердит списки инициативных групп (сегодня в Киеве их насчитывается уже более 60-ти, в которых - более 14 тысяч киевлян!), сборщики подписей идут, так сказать, «в народ». Но это, как вы понимаете, еще не референдум! Это только борьба за его проведение.

Итак, все члены инициативных групп, уполномоченные собирать подписи киевлян, подписывают в ЦИК два обязательства, имеющих юридическую силу. Первое - о неукоснительном соблюдении законодательства о референдуме , и второе - о неразглашении личных данных, поставивших свою подпись в поддержку проведения референдума .

Каждый из тех, кто собирает подписи, уведомлен о том, что за липовые подписи, несовпадение каких-либо паспортных или адресных данных им угрожает уголовная ответственность. У каждого лица, уполномоченного собирать подписи киевлян, должно быть специальное удостоверение, выданное ЦИК . Также у каждого сборщика подписей при себе должны быть «расписки» о том, что они обязуются соблюдать требования законодательства и о неразглашении личных данных киевлян, поставивших свои подписи в поддержку референдума. И каждый киевлянин вправе потребовать предъявить для ознакомления и эти расписки, и удостоверение, выданное ЦИК.

Кроме того, сбор подписей разрешен и в специальных палатках, уже появившихся в наиболее людных местах столицы. Любой гражданин, имеющий прописку в Киеве, и желающий поддержать проведение референдума, может оставить свою подпись и у активистов в палатке. Однако каждый должен помнить: один избиратель может отдать только одну свою подпись в поддержку референдума (списки будут проверяться ЦИК). Две подписи от одного лица - это противозаконно и такие факты могут попросту сорвать труд и усилия всей киевской громады по сбору подписей за референдум.

Все, кто поставит свою подпись в поддержку референдума, должен предъявить свой паспорт, данные из которого будут внесены в специальный реестр подписантов. Вы должны засвидетельствовать, что вы не только гражданин Украины, но и житель столицы. Эти данные нужны для ЦИК и они надежно защищены Законом от разглашения.

Пока с ответами на вопросы референдума киевлянам определяться не нужно. Киев пока только собирает подписи. И инициативная группа призывает всех небезразличных к судьбе родного города киевлян отдать свой голос в поддержку референдума. Ведь более демократичного способа решать наболевшие вопросы громады в мире все равно еще не изобретено…

Виктория Владина, для Цензор.НЕТ

← Назад в рубрику