Цензор.НЕТ

16.08.12 09:56

Списки ПР и «Батьківщини»: девяностые против двухтысячных

Списки двух главных конкурентов на парламентских выборах ПР и «Батьківщини» - словно слепки времени, на которых проявляются все проблемы и достижения украинской политики двух десятилетий независимости. Если первый слепок - это ренессанс «лихих» 1990-х, то второй - с «популистских» двухтысячных.

Хотя принципы формированиясписка «регионалов» вроде бы закрыты от общества, лишь беглыйвзгляд на фамилии позволяет выявить отражение клановых противоречийвнутри «регионалов». Кандидаты в списке четко делятся по группамнескольких владельцев акций партии - группа Клюева, Фирташа,Ахметова, Азарова. Местоположение их людей в списке сматематической точностью отражает степень приверженности Януковичак украинским олигархическим группам.

Примечательно, что о возможном курсе Партиирегионов после выборов эксперты и журналисты говорили не на основепрограммы или тезисов спикеров, а лишь на факте усиления игры«донецких» и незначительного присутствия в списке людей Левочкина исамого главы АП.

Это до грусти напоминает советскую эпоху,когда в условиях закрытости свои прогнозы относительно советскойполитики западные «советологи» делали на основе того, в какомпорядке члены Политбюро заходили на трибуну мавзолея, и это давалогораздо больше информации, чем постные речи или ничего не значащиепрограммы КРПС .

Никакого обновления в списке ПР никто незаметил. Разве что появление нескольких денежных мешков от Литвинаи прогнозируемое вхождение «варяга» Тигипко в первую пятерку.Однако всех их объединяет то обстоятельство, что их вхождение вполитику произошло в 1990-х, со всеми методами и последствиями,характерными для переходного постсоветского периода. Подковерныедоговоренности между политиками и бизнесом с криминальным привкусом- стали брендом той эпохи, и этот бренд до сих пор определяет бытиеглавной провластной партии Украины.

Между 1998 и 2002-м после принятия закона овыборах, согласно которому половина парламента избиралась попартийным спискам, в Украине появляются настоящие политическиепартии. С партиями возникают элементы политического управленияобществом, когда граждане имеют, хотя бы приблизительноепредставление, какая политическая сила берет на себяответственность за ситуацию в стране.

Хотя благодаря «мажоритарщикам» Кучмапродолжал контролировать парламент, появление партий былопрогрессивным в то время явлением. Именно в средедепутатов-списочников, которые меньше зависели от админресурса вовремя выборов, возникли оппозиционные структуры и политики,которые, наконец, пришли к власти в 2004 году. Собственно, эти людидо сих пор составляют костяк Объединенной оппозиции и, по ирониисудьбы, вновь противостоят «кучмизму», имя которому теперь«янукович».

Неудивительно, что титульные места воппозиционном списке получили именно публичные лидеры партий,которые из-за отмены избирательных блоков согласились войти в«
Батьківщину».

Однако, партии эти - лидерские,следовательно, их конфигурация и, вообще, факт их существованияменялись и меняются от выборов к выборам - в зависимости от личногорейтинга лидера и персональных отношений между этими лидерами.Следовательно, в избирательный список оппозиции попали еще недавниеконкуренты, нещадно критиковавшие друг друга, и до недавнеговремени вообще мало кто верил, что они смогут хоть о чем-тодоговориться между собой.

Есть сомнения, что этот список сможетдержаться вместе, если режим Януковича даст сбой, и тогда вопрос,сможет ли неконсолидированная изнутри партия воплощать стабильную ипоследовательную реформаторскую политику, снова станетриторическим.

Личный рейтинг лидера - главный политическийкапитал двухтысячных, а лояльность этого лидера к партийцам -базовое условие их продвижения в списках и по ступеням партийнойкарьеры. Списки оппозиции - это набор квот лидеров партий, каждыйиз которых стремится быть первым. Но - профессиональный принцип приэтом остается соблюденным.

На предвыборном съезде Яценюк вовступительной речи вроде бы и говорил о конкретных программныхвещах, о которых должен говорить профессиональный политик, но втом-то и дело, что программное выступление мало интересовало иделегатов, и приглашенных: основным вопросом было - кто и какоказался в предвыборном списке. И это стало симптом болезниперсонализма в политике двухтысячных.

Для лидеров ПР вопросы личного рейтинга иобщественной поддержки, вообще, являются второстепенными. Если бывласть могла запретить независимые СМИ и «закрыть» Интернет, онабы, безусловно, это сделала - так, как изолировала журналистов вовремя предвыборного съезда. Однако для оппозиции общественноемнение имеет значение - иначе как стать популистом? Вместе с этим,в списках оппозиции напрочь отсутствуют представители этой самойобщественности. Здесь оппозиция не смогла обойти отношение кгражданам, выработанное на Майдане, суть которого в том, чтогражданам разрешено восхищаться, публично поддерживать политиков,но никак не влиять на их решения после их избрания.

Хотя, справедливости ради, отметим, что вслучае с ПР ставить вопрос о присутствии общественности в спискахвообще никому не приходит в голову.

Если Майдан 2004 года иногда и называютвосстанием миллионеров против миллиардеров, то, по крайней мере,можно сказать, что эти «оранжевые» миллионеры из списков исчезли.Ни Жвании, ни Третьякова, ни сомнительного Волкова в списках невидим.

Список ПР - это список, где не миллионеровпросто нет, или таких не больше десятка.

Легко и беспринципно ПР включает в списокпредставителей крупного капитала и тех, кто их обслуживает -Иванющенко, Кий, Мирный, Мальцев, Чертков - имена, которые сэлекторальной или профессиональной стороны ничего не говорят, ноони представляют тот крупный капитал, который, попав во власть,стремится во что бы то ни стало остановить экономику в техвременах, когда сила была основным гарантом правасобственности.

О том, как видят политику и общество ПР,свидетельствует и мониторинг движения «Честно», который интересенне столько тем, что нашел в списке «регионалов» больше нарушителейкритериев добродетели (этим просто никого не удивишь), а сколькотипами этих нарушений. Для ныне действующих депутатов-«регионалов»,которые, по мнению движения «Честно», не отвечают критериямдобропорядочности, типичными проблемами, в частности, являютсянарушения прав человека и подкуп избирателей, что вполне отражаетмодель политической мобилизации 1990-х, - когда в обмен на голоса иобщий одоборямс политики предлагают гражданам дешевые подачки ивечное обещание «стабильности».

Кстати, замечу, что в обществах, где голосаизбирателей покупаются, политики никогда не заинтересованы вреальном социальном улучшении граждан просто хотя бы потому, что вэтом случае голоса избирателей могут стать непомернодорогими.

Примечательно, что в списках оппозиционеровправонарушителей, по версии движения «Честно», хотя и значительноменьше, чем в ПР, но они не исчезли, хотя некоторых из них и вбольшинстве передвинули на непроходные позиции. Типичным нарушениемдля оппозиционеров является неличное голосование, что, хотя присущедля всех депутатов, но это то, от чего и близко не смоглаизбавиться оппозиция, для которой абсолютная лояльность к лидеруявляется главной добродетелью и синонимом депутатскойдеятельности.

Наконец, принципы формирования списковсвидетельствуют о том, для чего, собственно, нужны мандаты двумполитическим группам. Для ПР - это, прежде всего, вопрос статуса илоббирования своих бизнес-интересов, для оппозиции - это инструментнеприкосновенности, которая нужна для жесткой борьбы. Кстати, тойсамой неприкосновенности, которую нынешние лидеры оппозициипо-популистски обещали отменить.

Первый десяток лет украинской демократии былвременем кулуарных договоренностей, олигархии и админресурса,которые, выродившись, закончились Майданом. Второе политическоедесятилетие стало фестивалем лидерства и публичности, что можетвыродиться в популизм.

Но на дворе 2012 ...

CергейТаран, политолог

← Назад в рубрику