Цензор.НЕТ

05.11.12 08:24

22% россиян мечтают навсегда покинуть Россию

Пятая часть населения России живет с нехитрой мечтой «валить отсюда надо». При этом большинство мечтателей представляют, что переезд с некомфортной родины и обустройство в зарубежном раю произойдет как в сказке — «по щучьему велению, по моему хотению».

По данным Левада-центра,количество потенциальных эмигрантов в России выросло за последниечетыре года на 5%. Сегодня о переезде на постоянное местожительства в другие страны мечтают 22% россиян, по существу, пятаячасть населения России. При этом 9% наших сограждан думают об этойперспективе постоянно.

Речь идет в основном о россиянах в возрасте от 18 до 40 лет.Нетрудно догадаться, что в этой группе доминируют люди с высшимобразованием и преимущественно городские жители.

И еще одна деталь, которая многое объясняет в природе этойсугубо постсоветской тяги многих наших сограждан к местам,отдаленным от России.

По наблюдениям Левада-центра, прошлогоднее отречение ДмитрияМедведева от второго президентского мандата вызвало в интернетебуквально взрыв призывов « валить из этойстраны».

Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что русские люди внезависимости от их образования, социального положения, кругозораживут в постоянном уповании на некую панацею, которая должнамгновенно удовлетворить их чаяния вопреки всякой реальности. Впервом случае роль панацеи играли либеральные сентенции ДмитрияАнатольевича, хотя было очевидно, что о его втором президентскомсроке не могло быть и речи. Во втором же случае наш мятущийся « креативный класс» увидел панацею в перемещении за рубеж,так сказать, на все готовенькое.

Мечтательность всегда оставалась и остается по сей деньнеотъемлемым и, пожалуй, главным свойством русской самобытности. Снезапамятных времен русское национальное сознание грезило оскатертях-самобранках, о самоходных печах, о молочных реках скисельными берегами, о богатырях, лежащих на печи тридцать три годаи при этом умудряющихся избежать атрофии мышц, и т. п. Разумеется,в определенную эпоху подобного рода детские мечты были свойственныи другим народам. Но в современной истории только русские людисохранили способность верить в чудеса. На протяжении всегодвадцатого века они верили в коммунизм и в возможность егопостроения в одной отдельно взятой стране, а также всерьезнамеревались сказку сделать былью.

В начале девяностых годов эти мечты мгновенно сменились столь жевосторженной верой в « невидимую руку рынка» и вдемократию, о принципах и функционировании которых все россияне,включая постсоветскую верхушку, имели приблизительно такое жепредставление, как об устройстве скатерти-самобранки или самоходнойпечи. Между тем очередное разочарование, постигшее российскийсоциум в начале двадцать первого века, никоим образом не сказалосьна его природной мечтательности. С той только разницей, что мечтыроссиян стали приобретать плюралистический, а точнее,разнонаправленный характер.

Правда, крайне трудно догадаться, о чем может мечтать узкаягруппа людей, монопольно владеющих Россией и, как недавно призналсяих лидер, « ни в чем себе не отказывающих». Разве что особственном бессмертии.

Зато разнообразие мечтаний в самом российском обществе являетсясегодня беспрецедентным за всю историю России. Здесь вряд ли стоитподробно анализировать мечты державников, монархистов,националистов, клерикалов, сталинистов, евразийцев иливсероссийского « уралвагонзавода», представляющегобольшинство российского населения.

Остановимся на мечте, с которой живет в наши дни та самая пятаячасть населения России и которая заключается в нехитройформулировке « валить надо отсюда». Отметим при этом, чтообщей чертой для всех без исключения этих мечтаний являетсяискреннее упование на их мгновенную реализацию.

« По щучьему велению, по моему хотению!», « Раз, два,три, горшочек, вари!» и т. д. Чтобы с завтрашнего дня все былопо-моему. Перееду в Штаты ( во Францию, в Германию, вВеликобританию и т. д.) и сразу получу все то, чего я не имел вРоссии.

При этом, заметьте, только 9% россиян считают, что они способныболее или менее свободно говорить хотя бы на одном иностранномязыке. Сравните эту цифру с количеством наших сограждан,стремящихся навсегда обосноваться за рубежом, и вы поймете, чторечь в данном случае тоже идет об очередной химере. Или, еслихотите, о некоем модном « тренде», где единомышленники ( вне зависимости от степени владения иностранным языком)узнают друг друга по многозначительному вздоху в середине беседы,сопровождающемуся сакральным « смываться надо из этойстраны». Мол, раз уж Богородица не хочет прогонять Путина, то намничего не остается, как уехать из России.

Самое смешное, однако, заключается в том, что этоинтеллектуальное кокетство свойственно не только тем, ктодействительно не видит возможности реализовать в России те или иныесвои амбиции, но и многим вполне благополучным топ-менеджерамгоскорпораций, и правительственным чиновникам.

А вообще-то, если знать, что за последние десять лет Россиюпокинули 1,25 миллиона человек, то получится, что каждый год изРоссии уезжали в среднем по 125 тысяч человек. Образно говоря, поодной Болотной площади в год.

Так о каком же это « марше миллионов» нам всерьез вещалсовсем недавно карбонарий Удальцов?

Между тем наши салонные вольнодумцы, опасливо озираясь намножащиеся причуды российской власти, стремительно теряющей здравыйсмысл и чувство меры в панических поисках все той же спасительнойпанацеи, все-таки инстинктивно жмутся поближе к власть имущим. Ипрежде всего потому, что они окончательно потеряли контакт сроссийской массой, которая в последнее десятилетие стала особенноагрессивной по отношению к « шибко грамотным». А еслиучесть, что нынешние интеллектуальные и этические свойства властисделали ее практически неотличимой от « народных масс»,свобода маневра у наших вольнодумцев сведена практически кнулю.

Видимо, именно это обстоятельство побудило в последнее времянаших потенциальных эмигрантов отвлечься наконец от придумыванияобидных прозвищ всероссийскому демиургу, чтобы разобраться вокружающей действительности, а также в себе самих. В рамках этогокрайне запоздалого « мозгового штурма» организуютсявысокоумные дискуссии, призванные, в частности, ответить наследующие животрепещущие вопросы, которые я воспроизвожу в ихпервозданном виде:
- из кого состоит « народ»?
- что такое « элита»; что в это понятие вкладываем « мы» и что - « они»?
- что сегодня значит слово « интеллигенция»; какова сегодняроль людей мысли и людей власти?
- почему так прочно укоренены в русской культуре границы, покрайней мере ментальные, между « нами» и «ними»?
Ну и, наконец, последний вопрос, ответ на который, судя по замыслуавторов этого списка, имеет поистине судьбоносное значение:
- должен ли с течением времени меняться описательный и структурныйинструментарий при анализе упомянутых понятий?

Право, даже при всем своем незаурядном воображении автор « Машины времени» Герберт Уэллс никогда не смог бы придуматьфантастическую ситуацию, в которой элои предаются высокоумнымрассуждениям о том, из кого состоят морлоки, и о том, «насколько прочно укоренены ментальные границы» между морлоками иэлоями.

Разумеется, российских « элоев» пока еще не утаскивают вподземелья для последующего поедания. Более того, им пока ещепредоставлена возможность эмигрировать, и некоторые особоэкзальтированные вольнодумцы, решившись на отъезд за рубеж,искренне полагают, что совершают нечто вроде гражданского подвига,который в какой-то степени компенсирует их гражданскуюбеспомощность в российском обществе.

В свою очередь, те, кто еще лишь тешит себя мыслью о возможности « свалить из этой страны» в любой момент, проявляютнепростительную беспечность. Поскольку они даже не задумываются отом, что спасительная « калитка в Европу» может бытьчастично прикрыта или полностью захлопнута в тот момент, когдароссийская власть сочтет это целесообразным для усиления борьбы с « тлетворным влиянием Запада». А тем, кто отмахивается оттаких предположений, ссылаясь на то, что Москва, дескать, нерешится на новый изоляционизм, опасаясь негативной реакциимеждународного сообщества, напомним, что те 80% российских граждан,которые вообще не имели и не имеют загранпаспортов, встретят этотдемарш с особым восторгом. И станут « более лучше» любитьродную власть. Поэтому

тем, кто хочет наблюдать за дальнейшими судорогами российскогообщества с безопасного расстояния, я бы посоветовал поторопиться сотъездом.

Но, разумеется, при одном непреложном условии, которое - увы! -все-таки потребует от них некоторых усилий для реализации этоймечты. Учите иностранные языки, господа!

Борис ТУМАНОВ,

Газета.ру

← Назад в рубрику