Цензор.НЕТ

11.01.13 10:58

"Регионал" Игорь Шкиря: С "Аэросвитом" произошел "административный сбой", а о Hyundai нельзя говорить только плохо

Ситуация с «Аэросвитом» показывает, что создание монополиста, пусть и украинского, не дает никаких преимуществ для государства и граждан. Это мнимый патриотизм (...). Возможно, чего-то не учли, были допущены технические неполадки или сработал человеческий фактор, я не исключаю и каких-то провокаций со стороны железнодорожников, но нельзя однозначно говорить о Hyundai плохо.

"Регионал" Игорь Шкиря: С "Аэросвитом" произошел "административный сбой", а о Hyundai нельзя говорить только плохо

Пришло время пересмотреть государственную политику по отношениюк рынку авиаперевозок и сделать его конкурентным, пустивиностранные компании, убежден народный депутат, член парламентскогокомитета по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря. В эксклюзивноминтервью «Цензор. Нет» политикрассказал о том, что должно сделать Министерство инфраструктуры,чтобы помочь клиентам компании «Аэросвит», которые приобрелибилеты, все-таки долететь до места назначения и как впредь упредитьподобные ситуации.

- Пресс-служба Министерства инфраструктуры распространилазаявление о том, что клиенты «Аэросвита» либо получат компенсацию,либо им помогут выехать из стран, где они застряли по винеавиакомпании. Премьер пообещал, что государство найдет деньги нато, чтобы вывезти людей, но когда это случится, до сих порнепонятно…

- Ситуацию, безусловно, нужно исправлять. Сегодня ведется многоразговоров о том, почему это происходит и что за этим стоит, я неслишком в них верю, но то, что ситуация плачевная, очевидно.Правительство должно было в нее вмешаться. Я вообще противвмешательства в бизнес со стороны государства и власти, но этосоциально-политически ответственный бизнес. Когда компания, котораяфактически монополизировала около 60% рынка украинскихавиаперевозок, испытывает такие серьезные проблемы, этоавтоматически отражается на пассажирах, на имидже страны.

Поэтому сейчас нужно очень быстро решить вопрос о том, какиекомпании вывезут этих пассажиров и на каких финансовых условиях.Частные компании, естественно, не будут заниматьсяблаготворительностью, и тем более спасать конкурента.

Следует также определить, как помочь людям, которые купилибилеты заранее, а сегодня пришло время, когда им нужно куда-толететь. То, что они сидят дома, а не ночуют в аэропортах, ничего неменяет. Они потратили деньги.

Министерству инфраструктуры и Госавиаслужбе нужно немедленнопровести работу по определению авиаперевозчиков на проблемныхнаправлениях, на которых сегодня стоит «Аэросвит», чтобы ситуацияне усугублялась дальше.

- Кто должен компенсировать деньги, которые были потрачены набилеты? Юристы, например, утверждают, что людям, приобретавшимбилеты через Интернет, будет сложно отстоять свои права. И чтоделать государству, если у него просто не хватит средств на то,чтобы удовлетворить финансовые запросы других компаний, которыемогут вернуть наших граждан домой?

- Деньги, потраченные за билеты, однозначно долженкомпенсировать «Аэросвит». Что касается переговоров с другимикомпаниями, то здесь возможны различные варианты. Например, онимогут быть кредиторами «Аэросвита». Если компания попадает подбанкротство, то можно претендовать на часть ее имущества.


- А если его в итоге не окажется?

- Я понимаю, что банкротство можно сделать таким образом, чтобыпотом «кинуть» всех кредиторов. Но для того, чтобы подобного неслучилось, должна быть соответствующая реакция со стороныгосударственных органов. В частности, Министерства инфраструктуры иГосавиаслужбы.

- Они выступят в качестве посредников?

- Скорее, в качестве консолидаторов между другимиавиакомпаниями, правоохранительными органами, которые будутзащищать интересы граждан, а они обязаны это делать.

- Россия максимально оперативно отреагировала на ситуацию и спомощью консулов вернула людей домой. Почему наша власть толькоспустя неделю пытается искать какие-то варианты для решенияпроблемы? О посольствах вообще говорить не хочется, в некоторых изних просто включены автоответчики, людям некому даже рассказать освоих бедах.

- Для нас такая ситуация сложилась впервые. Как раз это совпалос назначением нового Кабинета Министров, вице-премьера и министра,которые отвечают за транспортную отрасль. Возможно, это тожеповлияло на то, что произошел какой-то административный сбой. Но яхорошо знаю Вилкула и Козака и думаю, что они в состоянии сесть застол, нормально разложить все «пазлы» и определить, как двигатьсядальше. Сейчас очень важно сделать так, чтобы монополия «Аэросвита»не перешла в монополию любой другой компании. Мы должны создатьконкурентное поле, для того, чтобы другие компании, в том числе,иностранные, могли работать на украинском рынкеавиаперевозок.

- Долгое время на украинский рынок не пускали лоу-косты.Борис Колесников, который в прошлом составе правительства совмещалдолжности вице-премьера и министра инфраструктуры, неоднократнозаявлял, что Украина не откроет рынок авиаперевозок для иностранныхкомпаний до тех пор, пока ЕС не отменит визы для наших граждан. Стаким же успехом на сложности с визами можно списать много другихвопросов, а потом начать торговаться. Согласны?

- Вы зря иронизируете. Трудности с визами отражаются нетолько на авиации, они сказываются и на международныхавиаперевозках, где большинство наших украинских компаний не могутконкурировать, в том числе, по визовому принципу. Вообще,европейский рынок для нас закрыт: технически, политически,социально и т.д. Поэтому здесь с Колесниковым трудно несогласиться.

Но ситуация с «Аэросвитом» показывает, что создание монополиста,пусть и украинского, не дает никаких преимуществ для государства играждан. Это мнимый патриотизм. Да, там работают украинские пилоты,украинские стюардессы. Но украинские потребители заплатили огромныеденьги и терпят колоссальные проблемы с перевозками. Видимо, пришловремя внести коррективы в политику и сделать рынок авиаперевозокконкурентным.

- Не менее скандальная и обсуждаемая сегодня тема -поезда «Хюндай» . Они ломаются, люди вынужденысидеть в холодных вагонах или добираться самостоятельно,пересаживаясь на другие виды транспорта. Кто заплатит этим людямкомпенсацию? Все снова спишем на «попередников»?

- Решение о том, какие поезда необходимы, действительнопринималось предыдущим руководством «Укрзалізниці», а когда пришелКолесников, у него оставалось катастрофически мало времени доЕвро-2012. Корпорация Hyundai оказалась на этот момент единственнойиз мировых компаний, которая готова была произвести десять составовдо начала чемпионата и готова была сама проинвестировать - датькредит на производство.

Возможно, чего-то не учли, были допущены технические неполадкиили сработал человеческий фактор, я не исключаю и каких-топровокаций со стороны железнодорожников, но нельзя однозначноговорить о Hyundai плохо. Надеюсь, что ситуация улучшится, анеполадки все будут устранены. Ведь речь идет о компании с мировымименем. Она заинтересована в поддержании своего авторитета иимиджа.

Кстати, электропоезда Skoda, которых купили два состава в тот жепериод времени, ездят без каких-либо происшествий. Видимо, чешскиепоезда оказались более адаптированы к реалиям постсоветскойжелезной дороги.

- В Украине есть предприятия, которые готовы выпускать поезданичуть не хуже. К примеру, Крюковский вагоностроительный завод,который летом презентовал новый скоростной поезд. Почему они неполучают заказы от государства?

- Я никогда не был на Крюковском вагоностроительном заводе, опоезде знаю только то, что читал в прессе. Но давайте сравнимситуацию, например, с украинским рынком автобусов. У нас естьукраинские производители, а перевозчики, которые обслуживаютмеждународные рейсы, ездят в основном на иностранных автобусах,которые являются, по сути, секонд-хендом 10-15-летней давности. КакВы думаете, почему?

У нас есть производитель самолетов - завод им. Антонова. Всегоды независимости мы только и слышим разговоры о возрожденииукраинского авиастроения, о том, что все наши авиакомпании будутлетать исключительно на украинских самолетах, но почему-то этого досих пор нет. Поэтому все не так просто. Я тоже за то, чтобы поездапроизводил Крюковский завод либо другой какой-то наладил ихпроизводство, но рынок определяют не только политические илиэмоциональные решения.

- Харьковчане просят вернуть бюджетные поезда. Как Высчитаете, это возможно сделать?

- Я избирался по округу № 52. И у меня на округе есть городДебальцево, который в советское время был большим узловымжелезнодорожным центром. Там были не только «социальные» поезда,там еще была особенная ситуация, поскольку люди работали в этихсоставах. За последний год мне пришлось пережить довольно тяжелоевремя, когда обращались люди с эмоциями, требованиями. Понять людейможно и нужно. Но как им помочь? Кто будет платить за социальныепоезда? Компенсация за льготные перевозки, как в автомобильном, таки в железнодорожном транспорте, мягко сказать оставляет желатьлучшего. Государство просто катастрофически не в состоянииоплачивать, дотировать «социальные» перевозки. Если савтомобильными перевозками еще можно, как-то на них топнуть,пригрозить, что у них заберут рейсы, то с железной дорогой сложнее.Это государственный орган, а «социальные» перевозки разрушаютэкономику «Укрзалізниці». Я думаю, что у «Укрзалізниці» естьресурсы для улучшения своего финансового состояния, но в любомслучае нужен четкий механизм компенсаций за эти перевозки. Либонужно решить эту проблему иначе, дополнительно усиливаяавтомобильные маршруты там, где были отменены бюджетные поезда.Автобусные перевозчики готовы закрыть любые направления, главныйвопрос - платежеспособный спрос. А если его нет - то государстводолжно выступить заказчиком и гарантированно оплатить свой заказтем же автомобильным или железнодорожным перевозчикам, которыезакроют эти маршруты.

Татьяна Бодня для Цензор.НЕТ


← Назад в рубрику