Цензор.НЕТ

16.04.18 16:45

16 апреля - день создания Национального антикоррупционного бюро Украины

Ю.Бутусов

В этот день указом президента директором НАБУ был назначен Артем Сытник, который был одним из двух кандидатов, отобранных впервые в украинской истории общественной конкурсной комиссией. В 2015-м все, что касалось НАБУ, поливалось потоками критики и обвинений. Но сегодня можно сказать, что создание НАБУ, а затем и Специализированной антикоррупционной прокуратуры - пример успешной структурной реформы в государстве.

Оказалось возможным провести открытый честный кадровый конкурс, набрать сотрудников, построить с нуля целую систему.

Это произошло благодаря слаженным усилиям всех государственных органов - сами конкурсы были организованы президентом, правительством и парламентом. Это произошло благодаря прямому участию наших западных партнеров, и прежде всего США, активному участию американских дипломатов. Это произошло благодаря вниманию общественности и резонансу, созданному украинскими медиа.

Спустя три года уже открыты громкие расследования по ведущим политическим деятелям. НАБУ и САП - главные пугала для чиновников и политиков, новый фактор влияния на власть, фактор многих важных общественных изменений. Созданы новые институты власти.

В Украине уже сейчас ясно - неприкасаемых нет, и дело в НАБУ и САП могут открыть, и "прослушку" могут установить любому. Антикоррупционные дела касаются всех правящих на данный момент партий.

С исторической точки зрения это очень большие скорости. Первые процессы НАБУ и САП в Украине начались гораздо быстрее, чем при создании известного аналогичного бюро в Румынии.

Считаю, что опыт создания НАБУ в целом - это успех Украины. Поводов для эйфории нет, но есть основания с уважением посмотреть на проделанную работу, за этот начальный этап.

И немалая заслуга коллектива под руководством Артема Сытника. Сегодня, как и три года назад, я также проголосовал бы за его делегирование в качестве кандидата на пост директора НАБУ, и считаю по-прежнему оправданным этот выбор.

16 апреля - день создания Национального антикоррупционного бюро Украины 01

Полагаю, что для обеспечения независимости работы НАБУ Сытник должен пребывать в должности до конца своих полномочий, какие-либо политически мотивированные попытки отправить его в отставку через голосование в парламенте абсолютно неприемлемы и подрывают саму идею независимости НАБУ.

Большая часть проблем за которые критикуют НАБУ, большая часть его ошибок, на мой взгляд, созданы по причине отсутствия всякого контроля за организацией работы и за деятельностью НАБУ со стороны государства.
Отсутствие спустя три года аудиторов НАБУ - это не проблема Сытника, это проблема политических интриг со стороны правящей коалиции и президента.

Политическое влияние США на работу НАБУ - это также неизбежная ситуация, и на мой взгляд, это очень позитивно для нас на данном историческом этапе. Американцы понимают, что для доверия к государству необходима поддержка хотя бы отдельных институтов, которые умеют добиваться доверия в обществе. И США поддерживают не только НАБУ - также они помогают развитию МВД и Минобороны. Поддержка США - это признак доверия ко всей нашей государственной системе, и это рычаг можно использовать, чтобы создавать новые островки успеха.

Проблема плохо подготовленных подозрений и обвинений НАБУ, многочисленных процессуальных ошибок - это прежде всего проблема отсутствия профессионального авторитетного суда. Там бы все непрофессиональные решения отсекались мгновенно.

А пока смотрим на практику - первое дело и первое задержание НАБУ по делу о даче взятки за поступление в НАБУ прокурором Александром Матюшко состоялось в декабре 2015 года. Но прошло более двух лет, а судебный приговор до сих пор не вынесен. Это дело всего лишь какого-то прокурора, с очень ясным составом преступления и абсолютно бесспорной доказательной базой и уликами. Одно это дело, где обвиняется один из небольшого ранга чиновников, показывает, что система не работает даже с абсолютно железными доказательствами и в абсолютно простых условиях.

Но это не значит, что борьба безнадежна. НАБУ стало также раздражителем, который стимулирует процессы развития правосудия в Украине - без этих ошибок прогресс также невозможен.

Суд, экспертные структуры по-прежнему запугивают, давят со всех сторон, давит, к сожалению, нередко и само НАБУ - на какую объективность процесса мы можем рассчитывать в таких условиях? Ее нет. Если хотим системной борьбы, значит, надо создавать систему, а не ожидать чуда от одной отдельно взятой правоохранительной структуры. НАБУ и САП - это катализатор, стержень борьбы с коррупцией, но мы ждем от них правовых решений.

При этом получилось, что делать профессиональные замечания и выносить аргументированные профессиональные решения по действиям НАБУ в государстве некому. Это всегда приводит к проблемам.

Если бы работали аудиторы, если бы работал Антикоррупционный суд или любой другой авторитетный компетентный суд, - то немало спорных и недостаточно аргументированных дел НАБУ и САП уже давно были бы закрыты за недостатком улик. При этом по целому ряду важнейших антикоррупционных процессов происходило бы быстрое продвижение, а многие дела, которые незаслуженно не открываются или не получают развития, уже давно стали бы приоритетными.

Уверен, что если бы работали аудиторы и Антикоррупционный суд, то не было бы и самого конфликта между НАБУ и САП, который сейчас привел к "прослушке" НАБУ кабинета Специального антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого приведет к приостановке целого ряда важнейших антикоррупционных расследований. В конфликте между Сытником и Холодницким, на мой взгляд, личные эмоции сыграли большую роль, чем реальные претензии. Должен быть создан объективный арбитраж, который расставляет по своим местам факты во время конфликтных ситуаций.

16 апреля - день создания Национального антикоррупционного бюро Украины 02

А пока нет арбитража, пока мнение суда никто не уважает, то любое расследование превращается в межличностный конфликт.

Но могли бы мы избежать этих ошибок в нашей текущей политической ситуации? Думаю, что это объективные трудности, неизбежные в данной ситуации. Болезни роста, которые наше государство должно пережить и исправить.

До президентских выборов необходимо сделать все возможное для избрания авторитетного состава Антикоррупционного суда, для избрания аудиторов НАБУ. И еще очень важно - необходимо создание независимых и авторитетных экспертных служб, способных объективно определить нанесенный ущерб по предъявленным подозрениям. Иначе ошибки будут неизбежны, нарушения будут неизбежны, судебных антикоррупционных приговоров будет немного.

В общем, три года НАБУ - это опыт успеха одной структуры, реформы, которую надо сделать системой. Мы создали эффективную модель, и теперь ее пора масштабировать. Делая выводы из ошибок, устраняя проблемы.

 

Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику