Цензор.НЕТ

07.11.14 18:52

БЕЗДЕЙСТВИЕ НКРЭКУ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ЛИШАЕТ СТРАНУ НЕ ТОЛЬКО ТЕПЛА, НО И ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕРСПЕКТИВ

Несмотря на усилия Президента, парламента и правительства, полноценная европейская интеграция Украины становится все призрачнее. Причем причиной этому являются не козни российских спецагентов и даже не лоббизм отечественных производителей, которые боятся потерять внутренний рынок. Под угрозу срыва евроинтеграционные договоренности поставил регулятор энергорынка – Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг. Некомпетентность и бессилие этого органа может стоить Украине членства в Европейском энергетическом сообществе.

Любители полумер

Талантливый человек - талантлив во всем. Талантливый коллектив - тем более. А если это еще и коллектив чиновников, которые поставили своей целью уничтожение целой отрасли, и у них это однажды успешно получилось, можно быть уверенным: специфический "талант" в скором времени проявится в самом неожиданном месте. История о том, как Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) оставляет без тепла и света всю страну, уже успела наделать шуму не только в Украине, но и за ее пределами. Еще летом было понятно, что из-за войны на Донбассе угля на складах генерирующих электроэнергию ТЭС не хватит даже до конца ноября. В августе участники рынка совместно с экспертами разработали и представили комиссии свое видение решения проблемы. Ключевые пункты - погашение миллиардных долгов перед генкомпаниями, накопленных государственными предприятиями, а также оптимизация тарифов - снижение для "зеленой" энергетики, повышение - для тепловой генерации.

Комиссия рассматривала вопрос два месяца. В результате родилось очень странное решение: выделить генкомпаниям до конца года 650 млн грн на три месяца. Притом, что дефицит средств составляет не менее 4-5 млрд грн. А при дальнейшем накоплении долгов за электроэнергию эта цифра будет только расти. Как при этом безболезненно пройти шестимесячный отопительный сезон, в НКРЭКУ умалчивают. В результате с 28 октября страна начала жечь дорогой газ, чтобы спасти от обесточивания Киевский энергорегион. Электроэнергия из газа стоит около 2 грн за кВт ч. Это в 2,3 раза больше, чем при работе ТЭС на угле: чтобы обеспечить склады этим топливом на всю зиму генерации нужен тариф 86 копеек. Но регулятор упорно не хочет давать эти средства. Возможно, в комиссии думают, что таким образом борются с олигархами. Но почему-то страдают простые украинцы. Угрозы веерных отключений и возвращения в глубокие 90-е годы стали как никогда реальными.

Более того, Нацкомиссия умудряется еще и отщипывать деньги у генерации. Срезается инвестиционная составляющая к тарифу, которая является гарантией для привлечения средств в модернизацию блоков. А 5 ноября повысили тариф для ТЭЦ в связи с подорожанием газа. Цена вопроса, по экспертным оценкам, около 200 млн грн до конца года. И эти деньги забрали у тепловой генерации, у которой и так нечем платить за уголь.

В НКРЭКУ, видимо, считают, что акционеры частных генкомпаний должны изъять деньги из других бизнесов и вложить их в энергосектор. Но при нынешних тарифах и долгах это все равно, что топить печь гривнями. Почему же государство не вкладывает средств в ТЭС, ведь оно является акционером во всех компаниях тепловой генерации и получает дивиденды? Вместо того, чтобы обеспечить возврат долгов за уже отпущенную электроэнергию, придумываются различные квазимеры по "урегулированию" ситуации. Например, есть предложение увеличить кредитный лимит "Ощадбанку", который должен прокредитовать "Энергорынок", который, в свою очередь, прокредитует тепловую генерацию. Более простого пути, где на каждом этапе на руках бы не прилипало, видимо, не нашлось.


Отсечение от сечения

Впрочем, в НКРЭКУ решили не останавливаться только лишь на внутреннем рынке электроэнергии и принялись распространять свой "успешный опыт" кризисного управления в более глобальных сферах. До 1 декабря 2014 года Комиссия должна была разработать и внедрить новые правила доступа к экспортному сечению, которое дает возможность поставлять электроэнергию за рубеж. Эти требования предусмотрены договоренностями Украины в рамках Европейского энергетического сообщества и предполагают унификацию украинских правил экспорта электроэнергии в Европу с правилами ЕС.

Однако вместо того, чтобы четко следовать разработанному графику европейской интеграции, на которую целая страна сделала огромную ставку, в НКРЭКУ решили "подождать, пока рассосется само". Проект необходимого документа впервые был рассмотрен новым составом комиссии 17 сентября, однако был обнародован для общественного обсуждения лишь 3 ноября, а предложения по его усовершенствованию будут приниматься до 4 декабря. Остается только догадываться, не собираются ли проводить годовой экспортный аукцион в новогоднюю ночь. По сути, речь идет о срыве международных контрактов на общую сумму порядка $600 млн - именно такой объем электроэнергии страна экспортировала ежегодно в последние несколько лет.

Угроза дисбаланса внутреннего рынка, которая возникает ввиду невозможности экспортировать электроэнергию (без доступа к сечению сделать это без нарушения законодательства невозможно) - еще полбеды. Гораздо более проблематичным может стать утрата Украиной своего места на международном рынке экспорта электроэнергии в ЕС, Молдову и Беларусь, которое займут конкуренты из других стран.

Здесь стоит напомнить, что реформа энергорынка, стартовавшая в 2013 году с принятия закона об основах функционирования рынка электроэнергии, предусматривает утверждение более 100 нормативно-правовых актов, которые должны унифицировать украинское законодательное поле с европейским и сделать наш рынок прозрачнее и привлекательнее для инвестиций. Многие из этих документов должна разработать и утвердить НКРЭКУ. Пока же ни одного готового документа общественность не видела.

В частности, еще до 1 июля 2014 года регулятор должен был внести изменения в условия и правила поставок электроэнергии по регулируемому тарифу в части выполнения функций гарантированного поставщика, принять меры по внедрению вспомогательных услуг по вторичному и третичному регулированию с обеспечением резерва соответствующей регулирующей мощности. Кроме того, необходимо было внести соответствующие изменения в правила оптового рынка электроэнергии, разработать и утвердить нормативно-правовые документы для функционирования рынка электроэнергии в переходной период. От НКРЭКУ ждут и внедрения стимулирующего тарифообразования для облэнерго.

Важно понимать, что выполнение обязательств перед Европейским энергосообществом в части изменения правил экспорта электроэнергии и реформ энергорынка являются частью евроинтеграционных усилий президента и правительства. Поэтому бездеятельность регулятора прямо бьет по имиджу власти.

Тогда вполне понятна критика со стороны Арсения Яценюка. 31 октября он лично вынужден был провести заседание антикризисного энергетического штаба. Это не может не свидетельствовать о катастрофической ситуации в энергетике Украины. Глава правительства был красноречив и пригрозил руководству Минэнергоугля и НКРЭКУ уголовной ответственностью в случае начала веерных отключениях электроэнергии. "Я требую безотлагательного принятия решений … Предупреждаю: если вы допустите веерное отключение энергосистемы, полетят головы и не только… Я потребую от прокуратуры привлечения к уголовной ответственности", - заявил он. По словам премьера, затянувшаяся дискуссия между ведомствами, а также частными энергокомпаниями является непродуктивной. "Два месяца я с вами говорю: ребята, найдите решение, поскольку запас угля на станциях - пять-семь дней. От ваших рассказов угля не добавляется", - сказал он. Посмотрим, подействует ли последнее предупреждение премьера.



Леонид Исаков

← Назад в рубрику