Цензор.НЕТ

04.02.19 16:00

Менталитет и "жареный петух", или Кто виноват в том, что у нас нет медицинского страхования?

Автор: Татьяна Галковская

На днях в Минздраве прошло еще одно совещание по страховой медицине. Обсуждался подход к формированию пакета услуг "Бесплатной диагностики" и тарифов в программе, а также роль страховых в системе здравоохранения версии 2020.

Менталитет и "жареный петух", или Кто виноват в том, что у нас нет медицинского страхования?

 Надо отметить, что в последнее время к этой теме министерство проявляет заметный интерес, хотя еще год назад чиновники уверяли, что никакого дополнительного страхования помимо оплачиваемого государством, стране не требуется. По всей видимости, осознание реальных проблем отрасли, а также весьма скромный бюджет на медицину в 2019 году – около 40% от запрошенного – вынудили Минздрав пересмотреть свои позиции.

Сегодня медстраховка, как правило, входит в соцпакет для сотрудников крупных компаний, самостоятельно же граждане такие полисы покупать не спешат. Да и сам страховой рынок к массовой работе с физлицами еще не готов. Как будет дальше развиваться ситуация с добровольным медстрахованием (ДМС)? Почему страховые компании боятся "одиночек"? На какие медстраховки могут рассчитывать украинцы уже сейчас и по какой цене? Об этом поговорим с экспертами рынка.

Домашняя работа для Минздрава

Сегодня на сайте Верховной Рады лежит 5 законопроектов об общеобязательном медстраховании. Последний внесен в октябре прошлого года и, по словам его инициатора, народного депутата ВР Андрея Шипко, в нем уже учитывается закон о государственных финансовых гарантиях финансирования здравоохранения. Как отметил депутат, "в нем четко определено, за что отвечает государство и что оно должно финансировать за счет бюджета". В Минздраве ни один из них пока не нашел поддержки.

"Не скажу, что это актуальный вопрос, - говорит замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк. - Законопроект о медицинском страховании не получил широкого обсуждения".

Менталитет и жареный петух, или Кто виноват в том, что у нас нет медицинского страхования? 01

В Министерстве считают, что они еще не сделали всю "домашнюю работу" для внедрения общеобязательного социального медстрахования.

"В 2020 году у нас появится первый минимум гарантированных государством медицинских услуг на всех уровнях - семейная медицина, амбулаторное специализированное лечение (поликлиники) и стационарное лечение (больницы), - комментирует Павел Ковтонюк. - Таким образом, в 2020 году мы обеспечиваем самые необходимые медицинские услуги, которые покрывает единственный плательщик - Национальная служба здоровья. Неважно, сколько человек уплатил налогов, пакет услуг - один для всех.

Также к 2020 году мы сделаем важную вещь, фактически основу для внедрения медицинского страхования – так называемое, "домашнее задание". Мы стандартизируем все услуги в украинских медучреждениях, определим тарифы на них и начнем их закупать на государственном уровне. Ведь страховая медицина работает только с услугами.

Медицинское страхование - это следующий этап реформы после гарантированного государством пакета услуг, поскольку развивать рынок страхования без реформы, которую мы будем делать в 2019 и 2020 годах, нет смысла".

Павел Ковтонюк полагает, что индивидуальная страховка сможет покрывать более широкий выбор услуг и медучреждений, помощь в которых покрывается Национальной службой здоровья.

Замминистра подчеркнул, что в Минздраве "заинтересованы в развитии страхового рынка и готовы работать с ним. Наша задача - запустить корпоративное медицинское страхование как обычную практику в украинских компаниях, когда медстраховку для своего работника покупает компания-работодатель. Это распространенная практика во всем мире.

Мы начинаем работать в этом направлении: консультируемся с ключевыми представителями страхового рынка. Мы предлагаем предоставлять тем компаниям, которые закупают для своих работников медицинские страховки, льготный механизм налогообложения. Министерству финансов мы уже озвучили эту идею".

Несмотря на то, что добровольное медицинское страхование (ДМС) набирает обороты, поддержка со стороны государства явно не помешает. По данным Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), этот рынок за последние 10 лет вырос в 4 раза. Однако на общую ситуацию в здравоохранении это практически никак не повлияло. К примеру, в 2016 году выплаты страховых компаний по медстраховкам составили всего 0,73% от общих затрат на здравоохранение.

Как полагают в ЛСОУ, запланированное МОЗ внедрение отраслевых стандартов и протоколов лечения, утверждение методики расчетов медуслуг и создание единой электронной системы, в итоге, упростит взаимоотношения между страховыми компаниями и клиентами. Эти факторы откроют новые возможности для развития ДМС, в том числе, расширения страхового покрытия с использованием высокоспециализированного уровня предоставления медуслуг.

Толчком же к дальнейшему развитию медстрахования, по мнению экспертов Лиги, могло бы стать налоговое стимулирование, освобождение платежей по договорам ДМС от оплаты единого социального взноса, исключение страховых выплат из базы налогообложения налогом на доходы физлиц.

Вместо медстраховки – шашлыки?

О необходимости поддержки страхового рынка со стороны государства говорят не только аналитики. Сегодня далеко не все даже крупные компании приобретают медстраховки для своих сотрудников, некоторые покупают, но не для всех. Причина – экономическая непривлекательность этого вида страхования и дороговизна самой страховки. Часто компании предпочитают напрямую оплатить лечение сотрудника, который серьезно заболел или с ним произошел несчастный случай, чем включать ДМС в соцпакет.

Николай Скавронский (коммерческий директор Синэво Украина) считает, что в развитии добровольного медицинского страхования свою роль должно сыграть государство: "ДМС уже существует более 10 лет, но этот инструмент является крайне неразвитым. Оно могло бы стать хорошим инструментом для привлечения дополнительных денег в систему здравоохранения, но для этого государство должно предпринимать определенные шаги, чтобы сделать эту отрасль привлекательной для инвестиций".

Причем, по словам Скавронского, это не обязательно должны быть налоговые льготы: "Хотя бы убирать двойное, а иногда и тройное налогообложение. Сейчас мы как работодатель, если хотим застраховать все 2,5 тыс. своих сотрудников по ДМС, в результате чего страховая компания получит по 1 тыс. грн. на каждого человека, должны потратить минимум 1400 грн на 1 человека. Раньше было еще хуже: мы могли делать это только со своей прибыли и не могли относить это на затраты, а потом еще и, как дополнительное благо, мы должны были эти деньги облагать НДФЛ. Поэтому мы, как организация, не заинтересованы в покупке страховки для сотрудников. Те же деньги человек мог получить в руки, а если он не имеет вредных привычек, то он этой суммой может распорядиться намного лучше, чем страховая компания.

Вот если бы, к примеру, государство сказало: "Ок, если вы тратите какой-то определенный процент своей прибыли на ДМС в надежных страховых компаниях (скажем, входящих в утвержденный перечень), тогда вы эти деньги можете относить себе на затраты, и они не будут облагаться никакими налогами" - тогда работодателям было бы выгодно не выдавать сотрудникам деньги на руки, а делать какой-то соцпакет по медстрахованию. В выигрыше оказались бы все – сотрудники, предприятие, страховые компании, частные клиники и государство. А что касается якобы недополученных налогов, то они бы пошли с большего клиентопотока в медицинских центрах".

Если говорить о высоких ценах на страховки, как полагает эксперт, они могут снизиться, если увеличится число застрахованных: "Чем больше в стране застрахованных, тем дешевле будет страховка в пересчете на одного человека".

По пути создания благоприятных условий для медицинского страхования пошли, в свое время, в Польше, рассказывает Скавронский: "Схема сети клиник Medicover в Польше именно с этого и начиналась, что все клиники компании изначально были открыты для обслуживания только застрахованных лиц. Все приходящие в Польшу большие концерны по стандарту страховали своих сотрудников, и Medicover начинал с того, что обслуживал сотрудников этих больших компаний".

Также он отмечает и еще один момент – разницу в ментальности: "На Западе считается стандартом заключать медстраховку, и люди там совершенно иначе к ней относятся. Там люди понимают, что лучше платить каждый год какую-то сумму на медстраховку, чтобы в случае больших проблем со здоровьем не оказаться за бортом жизни. Наши же граждане предпочитают потратить деньги на шашлыки и на поход в кино, в надежде, что ничего такого с ними не случится. Это две разные ментальности. За рубежом люди несут ответственность и они платят за себя, наши же считают, что за них должен нести ответственность кто угодно, только не они сами".

Личную страховку приобрели не более 6% украинцев

"Рынок медицинского страхования в Украине пока еще слабо развит, так как последние несколько лет экономика нашей страны находилась в очень нестабильном и хрупком состоянии. В таких условиях украинцы стремились больше копить деньги, а не делать долгосрочные вклады, даже если они касаются их здоровья", - комментирует генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов.

Менталитет и жареный петух, или Кто виноват в том, что у нас нет медицинского страхования? 02

pro-consulting.ua

По его словам, "полис добровольного медицинского страхования (ДМС) страховой компании на сегодня выступает альтернативой государственной медицины. Он позволяет получить многопрофильную медпомощь и компенсацию расходов на препараты, как в частных, так и государственных клиниках, без очередей и в удобное время. Однако, украинцы не стремятся приобретать полисы страхования, рассчитывая на собственные финансовые сбережения или помощь родных и друзей в случае возникновения болезни или несчастного случая. По программам личного страхования в Украине проходит не более 6% населения. Для сравнения, в странах Западной Европы количество застрахованного населения приближается к 85-90%".

Как отмечает эксперт, несмотря на то, что стоимость корпоративного страхования, как правило, на 20-30% дешевле личного, страховые компании предпочитают работать именно с этим сегментом – в больших компаниях страхуются и больные, и здоровые сотрудники. А при личном страховании в компанию обращаются, преимущественно те, кто уже нуждается в медицинской помощи.

"Стоимость медицинского страхования, - говорит Соколов, - не является стандартной и зависит от индивидуально разработанной программы. На цену влияет перечень рисков, состояние здоровья страхователя, категория медицинских учреждений в пакете обслуживания, количество застрахованных, регион обслуживания, набор бонусных программ (фитнес-центры, массажи и т.д.). Цены на полисы ДМС в среднем колеблются от 3,4 тыс. грн до 25 тыс. грн и выше. Самая базовая страховка позволяет меньше переживать за обычные болезни, но не поможет при серьезных проблемах со здоровьем. Она позволит получать около 25 тыс. грн компенсации по страховым случаям в год, но и эти условия во многом зависят от самой страховой компании".

Правило "жареного петуха"

В последнее время в сторону страхования начали посматривать и частные медклиники. Если раньше их клиентами были только очень богатые люди, которые без проблем могли оплатить их услуги, то в последнее время они активно пытаются привлекать клиентов из менее обеспеченных слоев. В связи с этим возник вопрос о высокой стоимости услуг. Именно поэтому многие сегодня продают услуги пакетами, делают на них временные скидки, некоторые формируют собственные страховые пакеты и даже целые страховые компании.

"Физическое лицо застраховаться может, но это стоит дорого, - говорит глава медицинского центра ИНГО Сергей Джевага.- Зачастую, это неподъемные деньги. Страховые компании, как правило, работают в рынке корпоративных услуг, и в большинстве своем физлиц они не рассматривают. Однако многие уже начинают готовить продукты именно для физических лиц. Дело в том, что емкость рынка корпоративного страхования достаточно ограничена, в этом направлении страховые компании не могут уже рассчитывать на какой-то кардинальный рост, поэтому ищут новые каналы развития".

В качестве одного из тормозов развития в Украине медстрахования Джевага также называет менталитет: "У нас действует правило "жареного петуха" - как "клюнуло" (заболело), тут же и бежишь к врачу. Когда мы только открывали центр, чтобы привлечь людей, решили сделать акцию – раздали 10 тыс. флаеров, в которых предлагали сделать рентген за 1 грн. + описание врача. Пришло всего около 100 человек"!

По его словам, свои пакеты для физических лиц делают почти все клиники: "В пакет обычно собран какой-то набор услуг, включая консультацию врача. Подсчитали, к примеру, что стоит это около 1000 грн, сняли 15% и продают пакет. У нас такие пакеты тоже есть. Но также у нас есть и абонементы. Например, к педиатру. Туда входит консультация педиатра без ограничений, онлайн-поддержка, справки, и стоит это около 5 тыс. грн. В перспективе мы хотим сделать, чтобы человек купил абонемент, и больше не думал об оплате".

В медицинской компании "Инто-Сана", имеющей клиники в Одессе и Киеве, своим клиентам предлагают не только пакеты услуг, но и полноценные программы страхования. Но в отличие от полноценных страховых компаний, речь идет исключительно о клиентах "Инто-Саны" либо тех, кто берет страховку и планирует получать медпомощь в её клинике.

"У нас есть страхование на случай инфаркта, страховка очень дешевая – последняя цена 450 грн в год, и она покрывает стентирование , - рассказывает операционный директор компании Дмитрий Луфер. - Доступно это только в нашей клинике в Одессе. Мы думали, что поскольку сумма доступная, то многие пенсионеры города захотят себя обезопасить. Но покупают ее очень мало, в основном только наши клиенты, у которых есть, к примеру, еще одна наша страховка "Скорая помощь".

Менталитет и жареный петух, или Кто виноват в том, что у нас нет медицинского страхования? 03

Также у нас есть программа "Ургентный стационар", которая покрывает практически любые обращения с острыми состояниями – аппендицит, пневмония, словом все, что может потребовать госпитализации в наш госпиталь. Мы ее продаем только вместе с нашей страховкой "Скорая помощь". Эта ургентная страховка больше похожа на классическую, но она все равно с очень ограниченным перечнем заболеваний. В основном те, которые реально угрожают жизни и требуют немедленной госпитализации или хирургического вмешательства. Стоит она 8,5 тыс. с покрытием в 35 тысяч".

Как отмечает Д. Луфер, при покупке страховок бывают случаи манипуляции, когда человек точно знает, что у него будет плановая операция, он покупает страховку и потом с нею едет в стационар: "Обычно человек приобретает медстраховку, когда понимает, что ему предстоят большие траты на лечение и он с вероятностью в 90% её использует. У нас люди воспринимают медстраховку как некий абонемент на обслуживание, который нужно максимально использовать до конца срока. Это мы наглядно увидели при продаже страховки "Скорая помощь" - за месяц до окончания действия страховки повышалось количество вызовов, в том числе, и не всегда обоснованных".

Дальше всех пошел медицинский дом Одрекс: вовсе открыл полноценную страховую компанию. По словам его СЕО Тиграна Арутюняна, клиентам предлагается широкий спектр услуг по медицинскому страхованию, единственное отличие от классической страховой - основной спектр услуг закрывается в самом медицинском центре Одрекс.

$100 в год и никаких проблем?

Страховые компании сегодня лишь пытаются формировать рынок индивидуального медицинского страхования, выходя на новые площадки общения с клиентами. Наиболее удобный формат для этого – сервисы записи на прием к врачу.

Если учесть, что рассчитаны предложения на массового пользователя, то цены достаточно высокие. Например, через сервис Helsi стандартную страховку на взрослого можно приобрести за 2330 грн, на ребенка – 4660. Причем, всю сумму нужно выплатить сразу. Она покрывает лечение на 100 тыс. грн на год. В пакет входит 80% оплаты лекарств, а также полное покрытие скорой медпомощи и неотложного стационара, включая лечение, лекарства, диагностику и питание. Дополнительно можно докупить диагностику в частных клиниках.

"Мы не считаем, что цена полиса высокая. Если посчитать, во сколько обойдутся лекарства во время сезонного заболевания на одного члена семьи или же на лечение в стационаре в случае какой-либо травмы, аппендицита и прочих неотложных операций, становится понятно, что эта сумма стоимости полиса невелика, - считает Роман Малый, директор департамента альтернативных продаж VUSO.

В отличие от предложений частных медклиник, в компании две программы, в том числе, рассчитаны на покрытие стоимости медикаментов – разумеется, при условии, что их выписал врач. "Это связано с тем, что, по сути, медицина бесплатная, консультации у семейного врача бесплатные, при этом, практически все медикаменты будут платные. Кроме того, компания покрывает экстренную помощь – вызов скорой и расходы на оказание помощи. Ведь несмотря на то, что это входит в гарантированный государством пакет услуг, скорая помощь может быть разной. А мы в сложных случаях можем вызвать скорую из частных клиник – "Борис", "Медиком" и других. Исключительной особенностью этих программ есть то, что мы покрываем 30% стоимости имплантов. Я имею в виду не стоматологию, а оперативное вмешательство, когда требуются импланты", - подчеркнул Роман Малый.

"Для того, чтобы страхование стало обязательным, "должно измениться сознание людей в отношении ДМС, а здравоохранение  - пройти путь реформирования. Когда люди поймут целесообразность и жизненную необходимость такого вида страхования, все станет на свои места. И востребованными станут те компании, которые материально и морально оказались готовы: персонал, технологии, диагностика, и прочие организационные блоки. Клиент, оплачивая 100 долларов в год, будет понимать, что если понадобится срочная операция, он получил сложную травму, будет диагностировано тяжелое заболевания - страховая компания выплатит от 50 до 100 тыс. грн", - говорит Дмитрий Цимидан, директор департамента по корпоративному страхованию VUSO.

По его словам, "сегодня большинство клиентов, обратившиеся в лечебные учреждения с полисом компании, оценили, во что они вложили деньги. Страховые компании это отлично понимают и рассчитывают, что положительный опыт использования страховой медицины приведет к продлению страховых договоров в будущем. Пока условия страхования таковы, что выгоднее объединяться в коллективы, создавая пул застрахованных. Сейчас многие коллективы небольших предприятий так и делают".

Что же касается корпоративного медстрахования, то, как полагает эксперт, еще не все возможности исчерпаны: "Есть различные проекты. Например, помню обращение сельсовета о страховании всех жителей населенного пункта. Бюджеты позволяют: есть отчисления одного из местных предприятий, и они готовы застраховать население. Таких проектов много. Есть положительный пример Мариуполя, где проводили тендер по страхованию сотрудников коммунальных предприятий. В Кривом Роге вопрос медстрахования социально незащищенных слоев населения был вынесен на рассмотрение местного совета".

По мнению Цимидана, "страховой рынок готов к сотрудничеству с государством в вопросе реформирования медицины и создания системы медицинского страхования".

Что мешает правильно сформировать пакет?

В ИНГО Украина несколько иной взгляд на страхование физических лиц. Там считают, что те компании, которые не хотят работать с отдельными гражданами, просто не знают этот рынок.

"Поскольку эти компании не страхуют физлиц, то это их представление о том, как это может быть. Понятно, что те люди, которые покупают полис за свой счет, склонны чаще обращаться. Но там нет ничего, что нельзя было бы учесть в полисе. Кто мешает адекватно сформировать цену на пакет услуг, с учетом того, что человек будет обращаться чаще? Это простые оценки риска", - говорит заместитель главы правления АСК "ИНГО Украина" Сергей Майстренко.

По его словам, продукты по страхованию физических лиц в компании предлагаются уже порядка 5 лет, причем, предлагается страхование как в Украине, так и за рубежом, для взрослых и детей. Если говорить о стоимости медстраховок, то, как полагает С. Майстренко, 7 тыс. грн в год – оптимальное покрытие. Туда входят и медикаменты, и осмотр врача, если надо – и хирургические вмешательства. Это уже полный комплекс услуг, включая и организацию лечения.

При этом, страховая компания постоянно контролирует качество медицинских услуг, т.к. фактически выступает их заказчиком от имени пациента. Это касается и клиник, и отдельных специалистов, и медицинских назначений, и процедур. Его обеспечивают специалисты контакт-центра, которые имеют медицинское образование.

"Если наши специалисты видят, что есть проблема, мы делаем официальный запрос в клинику. Если убеждаемся, что услуга не была предоставлена или предоставлена, но не на должном уровне, то предлагаем клиенту альтернативный вариант. Естественно, повторная процедура оплачивается страховиком согласно договору", поясняет эксперт.

"Не все компании готовы на это идти, мы рассматриваем это как перспективное направление", - отмечает Майстренко. Он не оценивает медстрахование физических лиц как бизнес с повышенным риском: "Страхование основано на статистике. Мы уже 25 лет на рынке, лет 20 занимаемся ДМС. За это время наработана статистика, которая показывает убыточность, доходность. Человек заполняет анкету, и по ней становится ясно – он имеет стандартный риск, выше среднего или ниже. В зависимости от этого, применяем коэффициент. С тяжелыми заболеваниями страховку не продаем, например, с онкологией. Но можно застраховаться от онкологии по отдельной программе – если человек еще не заболел. Это вероятностное событие".

В компании не видят возможности – по крайней мере, пока – работать в рамках медреформы, как это происходит в других странах, когда государство покрывает базовую услугу, а страховая и сам пациент – всё то, что сверх нее.

"Я не знаю, как медицинская реформа отражается на взаимодействии с нашими поставщиками услуг. Пока этого никто не знает. Мы подписываем договор с поставщиками услуг, и мы не знаем, кто из них подписывает договоры с НСЗУ на участие в этой программе. Те клиники, с которыми мы подписываем договоры, введут хозрасчетную деятельность, а которые участвуют в реформе – неприбыльные коммунальные предприятия, получающие финансирование за прикрепленных пациентов в размере утвержденных тарифов".

Какая страховка доступна?

Большинство компаний, предлагающих медстраховку, работают только с коллективами от 10 человек и более, причем, договор подписывают исключительно с юридическими лицами. Тем не менее, вполне реально приобрести полис в известной страховой компании, причем, по доступной цене. Так, позвонив по телефону "горячей" линии в одну из них, я получила предложение оформить медстраховку за 1400 грн, которые можно внести в течение 2-4 месяцев. Эта сумма покрывает защиту от критических заболеваний (рак, инсульт, инфаркт и др.), хирургические вмешательства, травмы и лечение в стационаре. В пакет входит помощь медицинского консультанта. Размер страховки зависит от пожеланий и потребностей клиента.

Понятно, что страховки, которые включают не только экстренные ситуации, но также консультации специалистов, плановые операции и пр. стоят дороже. Для корпоративного сектора суммы колеблются от 5 до 7 тыс. в год, а для физлизлиц – от 8 до 15 тыс. При этом, многие компании не продадут страховку людям старше 64 лет, инвалидам 1 и 2 группы, детям до года. Также если родители хотят застраховать ребенка, то обязательным условием может быть страхование одного из взрослых.

* * *

По сути, сейчас, с появлением Национальной службы здоровья, которая оплачивает медицинские услуги, а не финансирует медучрежедения, между государством и частным сектором начинается борьба за пациента. Не удивительно, что частные клиники создают свои страховые или квази-страховые компании, программы, пакеты услуг и скидки на них.

В эту борьбу постепенно включаются и страховые компании, многие из которых сейчас активно разрабатывают полисы для отдельных граждан. Это и не удивительно, ведь по некоторым оценкам, украинский рынок индивидуального медстрахования может приносить около $4 млрд в год.

Словом, если Правительство выполнит свое "домашнее задание" по подготовке пакета документов, необходимых для внедрения полноценного медстрахования, то в ближайшие несколько лет мы получим удобные и вполне доступные инструменты для страхования своего здоровья. Первые реальные шаги будут видны уже к концу нынешнего года.

 Татьяна Галковская, "Цензор.НЕТ"

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику