Цензор.НЕТ

13.07.19 09:10

Как я пыталась получить лекарства по электронному рецепту

Автор: Татьяна Галковская

Найти в Киеве аптеку, работающую по программе "Доступные лекарства" и выдающую или продающую препараты по электронным рецептам, не так уж просто. Из более чем 20 тысяч аптек по всей стране заявили о своем участии в программе чуть более 6,5 тысяч. При этом реально работают с е-рецептами еще меньше – по официальным данным - всего 3777.

Получить е-рецепт просто, а вот лекарство по нему…

В реальности – это очень мало. Когда мой семейный врач выписал два е-рецепта, он назвал адреса нескольких аптек, в которых можно их отоварить. Однако поскольку я живу в другом районе, то решила найти аптеку поближе к дому. И тут возникли проблемы. Ни в одной из районных аптек, на которых была наклейка "Доступные лекарства", не работали с подобными рецептами. Ни в моем районе, ни в нескольких других, в которых я побывала в течение недели. Как поясняли сами провизоры, они зарегистрировались в программе, но еще не подключились к системе.

Не помог мне в этом и сайт НСЗУ, на котором размещается список всех аптек, участвующих в программе. Отсортировав по населенному пункту и району, я обнаружила лишь одну аптеку на весь наш огромный район, которая работает с е-рецептами. Идти туда тоже было очень неудобно, и вряд ли пенсионеры будут туда ездить. Тогда я решила посмотреть список тех аптек, которые в принципе зарегистрировались в программе и попробовать их обойти. В результате удалось найти одну в 10 минутах ходьбы от дома.

Купить лекарства оказалось тоже непростым делом. С первым рецептом всё было более-менее быстро – провизор вошла в систему, ввела код и предложила на выбор препараты – сам рецепт выписывается не на торговое название, а на действующее вещество.

А вот со вторым возникли проблемы. Оказалось, что препарат выписан с неправильной дозировкой. Это было странно, потому что доктор при его выписывании выбирал в программе уже готовые названия с дозировками. Более того, выяснилось, что рецепт выписан на индийский препарат, хотя изначально предполагался европейский производитель.

Пока провизор разбиралась с моим рецептом, собралась очередь, многие были недовольны и бросали на меня сердитые взгляды. И тут аптекарь заявила, что программа зависла, нужно ее перезагрузить и войти заново. Чтобы не злить людей, она отпустила нескольких, пока система загружалась. В результате я приобрела один препарат со скидкой по е-рецепту, а второй – за полную стоимость без всякого рецепта.

К слову, сам е-рецепт очень неинформативен, пациенту пользоваться им очень неудобно, поскольку врач из коммунальной амбулатории не выдает распечатанный лист приема с назначениями, то понять, что зашифровано в этом коде, невозможно. Я, к примеру, пока искала аптеку, напрочь забыла название одного из препаратов. И если бы захотела позвонить в аптеку и узнать, есть ли таковой у них, либо уточнить это уже в аптеке, чтобы понять, стоит ли за ним стоять в очереди, мне бы это не удалось.

Как я пыталась получить лекарства по электронному рецепту 01

К работе с е-рецептами никто не был готов

Схожие проблемы с реализацией е-рецептов, как выяснилось, возникают у многих.

Глава Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) Владимир Руденко считает, что внедрение е-рецепта – дело нужное и своевременное. Однако внедрять его нужно было постепенно, отработав на пилотных проектах и дав аптекам и врачам переходный период, чтобы посмотреть, как он работает и какие возникают проблемы.

"Как НСЗУ, так и ее сателлиты, которые занимаются ИТ-поддержкой этой программы, так и аптечные сети не были готовы к массовому введению электронных рецептов при обслуживании программы "Доступные лекарства", - говорит В. Руденко. - Тем не менее, с 1 апреля е-рецепт начал работать, хоть и со сбоями".

Сбоев этих, по его словам, несколько. Например, "при авторизации пациента на его телефон приходит 16-значный код – набор букв и цифр в разных вариациях. Но очень много наших пациентов с собственными гаджетами, мягко говоря, не дружат. Когда пациент называет код и провизор его вводит, то случается разное. То код неправильно трансформирован, то человек ошибается, когда его называет, а то и сама программа дает сбой и приходится ее перегружать".

Очень сильно удлиняется и время обслуживания: "Если на обслуживание бумажных рецептов, которые приходили до 1 апреля 2019 года по программе "Доступные лекарства", занимало до 5 минут, в редких случаях до 10, то отоваривание е-рецепта - 10 и более минут. Это дополнительная нагрузка на сотрудников аптек, создаются очереди".

Также как у меня, большое количество рецептов выписываются неправильно или с ошибками в коде. По оценкам АПАУ - где-то каждый пятый рецепт.

"Понятно, - говорит глава ассоциации, - что со временем все нормализуется, но сколько еще для этого времени потребуется, сколько нервов? Некоторые провизоры не выдерживают напряженной работы и увольняются".

Есть претензии у аптек и к самому программному обеспечению – аптечным информационным системам (АИС).

По словам В. Руденко, "ПО несовершенно, работает с перебоями и не может сегодня обеспечить оперативность выдачи лекарственных средств. К примеру, некоторые АИСы при выписывании рецептов должны выдавать полный перечень препаратов и дозировок, которые может выписать врач. Но это есть далеко не во всех системах. От этого тоже возникают ошибки.

Кроме того, часто врач выписывает не один, а несколько рецептов. Провизор не может ввести сразу второй и третий, потому что система показывает, что данный пациент уже обеспечен лекарством. В результате приходится все обновлять и заново заходить в систему, проходить авторизацию. А это время – иногда 30-40 минут. И если фармацевт не уложился в указанные в программе 15 минут, то АИС автоматически обновляется и авторизацию нужно проходить вновь".

Выбирать только те АИСы, в которых есть все необходимые функции, аптеки тоже не могут, поскольку, как утверждает глава АПАУ, "систем, которые полностью отвечают всем требованиям, на сегодня практически нет. В регионах используют разные АИСы. Аптеки выбирают, в том числе, и по стоимости за использование систем и по наличию сервиса".

Сменить систему "на ходу" на лучшую, тоже очень сложно. Как пояснил В. Руденко, "требуется время, а пациенты приходят каждый день. Если аптека по каким-то причинам не может обслужить пациента, то НСЗУ может наложить на нее штрафные санкции, вплоть до того, что запретит этой сети или аптеке работать с "Доступными лекарствами".

Вдобавок ко всему, ПО оказалось не бесплатным. Аптеки вынуждены платить за обслуживание аптечными информационными системами (АИС) из своего кармана.

Много это или мало? "Учитывая, что наценки на эти лекарства всего 15%, из которых 1-2% нужно платить за АИС, то это справедливо вызывает недовольство участников программы. Программа "Доступные лекарства, по сути, волонтерская, хоть и очень нужная. Но основное бремя ложится на аптеки", - говорит В. Руденко.

Также, по его словам, есть проблемы и не связанные непосредственно с АИСами: "Например, раньше, когда аптеки работали по этой программе с бумажными рецептами, расчеты шли 5 банковских дней, а сейчас, в электронном формате, такие расчеты проходят 10 банковских дней. Из-за этого аптекам приходится привлекать дополнительные финансовые ресурсы, чтобы обеспечить наличие всех необходимых препаратов.

Поэтому есть просьба от нашей Ассоциации сделать в дальнейшем использование этих программ для аптек бесплатным и учесть другие наши предложения по улучшению работы программы. Мы их все направляем в МОЗ и НСЗУ".

"Это нормальный рабочий процесс…"

В НСЗУ считают, что программа развивается успешно, она удобна и пациентам, и аптекам. Ведь теперь рецепт не "привязан" к населенному пункту или району проживания пациента. Ведь если раньше оплата таких рецептов финансировалась местными властями, то теперь – НСЗУ. Во-первых, это обеспечивает стабильность финансирования – в отличие от местных властей, на программу изначально выделена фиксированная сумма, которая не может закончиться посреди месяца.

Во-вторых, теперь пациент может отоварить свой рецепт в любой аптеке, которая работает по программе "Доступные лекарства". Можно получить рецепт, скажем, в Киеве, а приобрести по нему лекарство – в Житомире или Харькове.

То, что из 6628 аптек и аптечных пунктов, изъявивших желание участвовать в программе, реально работает лишь 3777, это нормально. "Остальные аптеки решают вопрос завершения технической подготовки - оснащения, обучения персонала - и постепенно присоединяются к программе", говорится в официальной информации ведомства.

Более того, есть среди провизоров и много довольных нововведением. Например, в Виннице, где получить лекарства по е-рецепту можно в 56 аптеках города. Как утверждается в той же официальной информации НСЗУ, "фармацевты аптек Винницкой области говорят, что теперь обслуживание одного электронного рецепта происходит гораздо быстрее, чем в начале работы обновленной программы. Все процессы наладились и работают в интересах пациентов".

Также в плюсы программы в НСЗУ записывают географическую доступность: в городах Украины среднее расстояние между местом выписки электронного рецепта и местом его отпуска составляет 2,2 км. 21% выписанных электронных рецептов отпускаются в течение часа. Это означает, что человеку достаточно часа, чтобы посетить своего врача, получить электронный рецепт и получить лекарства и аптеке.

Отвергают в НСЗУ и все претензии фармацевтов, касающиеся оплаты за пользование АИСами, их "сырости" и неудобства использования.

"Аптечные информационные системы предоставляют аптечным заведениям бизнес-услуги, необходимые в операционировании их деятельности. Каждая аптека является предприятием, пользуется этими услугами. Услуги надлежащего качества должны быть оплачены. Благодаря тому, что сегодня отсутствует монополия и создан рынок информационных систем, каждое предприятие может выбрать ту, которая нужна для максимально эффективного выполнения его задач и целей. Национальная служба здоровья Украины, как государственный исполнительный орган, не имеет рычагов влияния и возможности вмешательства в регулирование стоимости или установление бесплатного пользования продуктами частных компаний-разработчиков", - говорится в комментарии службы для Цензор.НЕТ.

По поводу жалоб на то, что программы "сырые", сказано следующее: "Когда любой функционал попадает в промышленную эксплуатацию, во время первых месяцев работы готовится перечень изменений, которые следует внести для более удобного и эффективного пользования программой. Это нормальный рабочий процесс внедрения любого информационного сервиса".

"Как показывает почти трехмесячная практика администрирования НСЗУ правительственной программы реимбурсации "Доступные лекарства", - говорится далее, - с помощью 13 медицинских информационных систем по состоянию на конец июня уже выписано более 3,2 млн электронных рецептов, а с использованием функционала 10 аптечных информационных систем уже отпущено 2,5 млн электронных рецептов (78,45%) более чем 800 тыс. пациентов".

Как считают в НСЗУ, "выписка электронного рецепта упростила и облегчила работу врача первичного звена. В работе фармацевтического работника отпуск электронного рецепта может занимать немного больше времени, но это происходит из-за необычности процесса".

Повлиять на работу аптечных информационных систем НСЗУ не может. В официальном комментарии говорится, что ведомство "не занимается аккредитацией медицинских и аптечных информационных систем", и принятие "решения о техническом соответствии информационной программы нормативным требованиям находится в компетенции ГП "Электронное здоровье"". При этом "все АИС, которые сегодня работают в аптеках-участниках правительственной программы реимбурсации "Доступные лекарства", прошли обязательное тестирование, соответствуют оптимальным требованиям и имеют необходимый набор функций для обеспечения работы аптечного учреждения по обновленной программе реимбурсации. Если информационная система перестает отвечать тестовой программе, по результатам обращения пользователей ГП "Электронное здоровье" может назначить системе дополнительное тестирование".

"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"

Собственно, ответ вполне предсказуемый и в духе НСЗУ. Там верят в демократию и считают, что люди сами должны менять свою жизнь, а не ждать, что за них это сделают власти. Поскольку подавляющая часть аптек и аптечных пунктов – более 70% - частные, можно предположить, что программа интересна для фармацевтов, и они готовы по ней работать и дальше.

Другое дело, что перед началом "боевых действий" аптекам нужно было дать время на изучение программы и отработку всех процессов. В моем случае провизор увидела, что одно лекарство точно есть, а с другим сложности. По идее, она должна была сразу выдать одно и потом начинать разбираться с проблемным. Вместо этого, не выдав первый препарат, она стала выяснять, что не так со вторым. В результате, время истекло, программа закрылась, и пришлось начинать все заново.

На самом деле, это действительно нормальный рабочий процесс тестирования и доработки софта. Любой, кто имел дело с разработкой новых программ, прекрасно это понимает. Но почему нужно было так спешить и сознательно создавать хаос?

 Татьяна Галковская, "Цензор.НЕТ"

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику