Цензор.НЕТ

21.01.20 15:40

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса

Автор: Татьяна Бодня

После массовой зачистки нелегальных игровых залов власть перешла к следующему этапу – легализации азартных игр. При этом, в законопроекте, проголосованном в первом чтении, уже сейчас есть механизмы, позволяющие и дальше развиваться теневому сегменту этого рынка.

ЧТО ПРИШЛО НА СМЕНУ ЛОТЕРЕЙНЫМ ЗАЛАМ

Как только осенью прошлого года в парламенте появилась первая версия документа на тему легализации игорного бизнеса, который, несмотря на запрет, работает в тени уже 10 лет, политики принялись обвинять друг друга в лоббировании чьих-то интересов и прорабатывать варианты текстов. Неизвестно, как долго продолжалась бы эта череда политических разборок, если бы не категоричная позиция президента. После того, как в декабре депутаты провалили голосование за законопроект № 2285-д, узаконивавший азартные игры, он отреагировал жестко.

"Вчера Верховная Рада провалила принятие закона о легализации игорного бизнеса. Мы знаем, кто за этим стоит. Не хотите играть по прозрачным правилам? Не хотите работать цивилизованно и платить в бюджет? Что ж, давайте по-другому. С сегодняшнего дня немедленно закрываем все игровые залы. Думай... те", – сообщил он на своей странице в "Фейсбуке". Вслед за этим правительство заявило о масштабной зачистке нелегальных игорных заведений. Публично отчитываясь о первых результатах спецоперации, которая началась в ночь с 19 на 20 декабря, премьер заявил, что более сотни залов прекратили свою деятельность, и добавил: "Этого недостаточно, по нашим подсчетам, таких заведений более восьми тысяч".

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса 01

Алексей Гончарук пообещал зачистить нелегалов за 10 дней. Руководство Нацполиции получило от министра внутренних дел соответствующее поручение, а граждане стали гадать, как надолго закрылись многочисленные залы, работавшие под видом лотерейных.

Как рассказал "Цензор.НЕТ" начальник управления департамента стратегических расследований Нацполиции Александр Околит, своим постановлением 20 декабря Кабмин отменил некоторые положения приказа Комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Министерства финансов от 12 декабря 2002 года о запрете игорного бизнеса в Украине. Все государственные лотереи лишились возможности использовать свои электронные системы. На данный момент распространять лотереи можно исключительно в бумажном виде. Таким образом, сейчас никто не может прикрывать незаконную деятельность игорных заведений, выдавая ее за продажу лотерей. Всего в государстве насчитывалось около 5300 игорных заведений по проведению электронных лотерей, которые с этого дня потеряли возможность работать в законном поле.

"Подавляющее большинство из них самостоятельно прекратило свою деятельность. Это подтверждается непосредственным посещением указанных помещений работниками полиции и проведением профилактических бесед с их владельцами. Часть помещений выставлена ​​на продажу или сдается в аренду, – объясняет Александр Околит. – С начала отработки открыто 424 уголовных производства по фактам занятия игорным бизнесом (ст. 203-2 УК Украины), 34 организаторам незаконного бизнеса сообщено о подозрении, из них 16 (8 – Львовская, 10 – Закарпатская и 3 – Запорожская области) за совершение преступления в составе организованной преступной группы и 11 (Львовская область) – за участие в преступной организации. В суд направлен один обвинительный акт в отношении организованной преступной группы, действовавшей на территории Житомирской области.

Что касается организованных преступных групп в этой сфере, то каждый ее участник занимается исключительно своими задачами: организаторы непосредственно обеспечивают функционирование учреждений, подыскивают места для них, подбирают так называемых помощников и контролируют в дальнейшем их деятельность. Помощники отвечают за подбор кадров, охрану учреждений, финансовую часть, в том числе занимаются сбором средств из касс. Они на постоянной связи с кассирами, и если собралась внушительная сумма – забирают, чтобы в случае появления правоохранителей не понести убытки. Другие участники отвечают за техническую сторону – администрирование и обеспечение непрерывного доступа к азартным играм, формирование баз постоянных клиентов, чтобы посторонние лица не попали в заведение, извещение таких клиентов о режиме работы и тому подобное".

Как сообщили в Нацполиции, всего за месяц прекращена незаконная деятельность 984 различных объектов игорного бизнеса, из которых 8 казино, 13 залов для игры в покер, 52 зала игровых автоматов и 911 интерактивных клубов и букмекерских контор.

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса 02

Для оперативного реагирования было создано 715 мобильных групп из состава работников следственных подразделений, а также департамента стратегических расследований. Они отрабатывают также информацию, поступающую на правительственную линию от граждан, которые тоже включились в борьбу с подпольной индустрией. "В основном граждане сообщают о тех заведения, в которых ранее находились лотереи и которые либо самостоятельно прекратили свою деятельность, либо с помощью сотрудников полиции, – говорит Александр Околит. – Был случай, когда на правительственную линию поступило обращение о том, что нужно закрыть казино, которое находится в донецком отеле "Донбасс Палас". Также поступает информация, о которой могли знать только игроки или родственники игроков, вышедших из зала с пустыми карманами. Например, один из залов с игровыми автоматами старого образца, о котором сообщили неравнодушные граждане, находился на рынке в Запорожье и прятался в помещении под вывеской "Рыба". Конечно, есть случаи и звонков от граждан, состоящих на психиатрическом учете. На них полиция тоже реагирует, но вместо игровых залов мы находим магазины, банковские учреждения, частные дома, квартиры, жители которых появлению правоохранителей очень удивляются. Во время реагирования на обращения граждан полицейские не только визуально осматривают помещение снаружи и внутри, но и общаются с гражданами, которые живут и работают рядом, чтобы выяснить, что там происходит на самом деле".

Чтобы усилить эффект и предотвратить реинкарнацию игровых залов, правоохранители подключают и органы местного самоуправления, которые демонтируют вывески и наружную рекламу, а также вправе отключить в таких помещениях электроэнергию и водоснабжение.

Отвечая на вопрос "Цензор.НЕТ", правда ли, что на месте залов, которые закрылись, массово начали появляться караоке-клубы и залы с вывесками "Simplе game", которые на самом деле работают как онлайн-казино, Александр Околит отметил, что такая информация пока не подтверждается. "Мы выезжали по адресам, которые поступали на "горячую линию", на фасаде действительно поменялась вывеска, но внутри никакого оборудования не нашли, обычные столы, стулья, аппаратура для караоке, – рассказал он. – Есть другие примеры, когда заведение работает подпольно, без каких-либо вывесок, и туда пускают постоянных игроков по условному сигналу. Например, недавно один из таких залов выявлен в Днепровском районе столицы. Помещение расположено на первом этаже жилого дома, на двери и окнах – черная пленка. Чтобы войти, нужно было постучать определенным образом. Мы такие залы тоже выявляем и закрываем".

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса 03

ИГРОВЫЕ АВТОМАТЫ "ЗАСЕЛЯТ" В ОТЕЛИ

В каком виде вернутся игровые залы в процессе легализации, сказать сложно, потому что законопроект скорее базовый, и многие нюансы будут прорабатываться в последующем на уровне подзаконных актов. На данный момент в законопроекте, принятом парламентом в первом чтении уже в этом году, прописано, какие именно виды азартных игр будут разрешены и при каких условиях они могут появиться.

Помните заявление президента о том, что легализация азартных игр поможет развивать гостиничный бизнес? Оно воспринято буквально – теперь в пятизвездочных отелях разрешат открывать казино, а в гостиницах, имеющих три и четыре звезды, организовывать залы с игровыми автоматами. Хотя изначально Зеленский говорил о пятизвездочных отелях и казино, депутаты расстарались.

Станут ли после этого гостиницы ниже класса привлекательнее? Однозначно. Но вряд ли там будет безопасно для тех, кого игра вовсе не привлекает. "В большинстве развитых стран законодательство предусматривает, что игровые автоматы должны размещаться только в казино. Потому что система казино сама по себе предусматривает большие финансовые вложения в самом начале, на момент его постройки, – говорит экс-уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Агия Загребельская. – Соответственно собственник казино внимательнее относится к своим инвестициям, чем собственник салона игровых автоматов. Кроме того, в казино хорошо построена система фейс-контроля. Персонал научен не допускать людей, у которых нет того уровня дохода, чтобы тратить деньги на игру. Также не допускаются люди в состоянии сильного алкогольного опьянения. Подобную систему контроля построить в зале игровых автоматов будет очень сложно, и успешных примеров такого построения из мировой практики я не знаю. Многие страны ставят четкие требования, что игровые автоматы должны быть только в казино".

Учитывая, что игровые автоматы – наиболее прибыльный вид бизнеса, и их можно размещать в отелях три и четыре звезды, нет смысла вкладывать деньги в строительство пятизвездочных гостиниц. Потому что, по словам Агии Загребельской, само по себе казино таких прибылей приносить не будет. Как же тогда быть с самой идеей развития гостиничного бизнеса?

Спасибо уже за то, что игорные заведения запретят размещать ближе, чем 500 метров от социальных объектов, и их больше не будет в жилых домах. Правда, не очень понятно, почему сделано исключение для букмекерских контор. Для них это расстояние сократили, определив цифру в 100 метров.

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса 04

КТО БУДЕТ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ?

Легализация, в первую очередь, предусматривает контроль государства за оборотом денег. Вот здесь и начинается самое любопытное. Для того, чтобы контролировать все заведения в режиме реального времени, начиная от ставок и депозитов игроков, заканчивая выигрышами, запланировано введение онлайн-системы мониторинга. На ее создание и запуск предусмотрели до двух лет с момента, когда появится специальный орган, регулирующий этот рынок. При этом настолько важную систему контроля почему-то решили отдать в руки частной компании.

"Государство может контролировать этот рынок именно через эту систему. Все остальные механизмы без нее работать не будут", - считает Агия Загребельская. – Если она не сразу запустится, это даст возможности операторам уклоняться от уплаты налогов, маскировать одни игры под другие, скрывать, что они пускают играть лудоманов. Вызывает также вопрос еще одна норма законопроекта, где говорится о том, что эта электронная система мониторинга, которая фактически контролирует каждую копейку на этом рынке, должна обслуживаться на аутсорсинге частной компанией. Это сразу создает коррупционные риски. Директор фирмы, которая выиграет конкурс и получит право на администрирование и обслуживание такой системы, может стать очень богатым человеком буквально через пару лет или даже месяцев".

То есть, с одной стороны, законодатель прописывает, что регулировать азартные игры будет специальный орган – Комиссия по развитию и регулированию азартных игр, которая будет подчиняться Кабмину. К компетенции комиссии относится лицензирование азартных игр, ведение соответствующих реестров, установление требований по сертификации игорного оборудования и т.д. С другой, лишает такой орган возможности осуществлять полноценный контроль, тем самым закладывая возможности для теневых схем. "Полномочия, которые даны комиссии без системы онлайн-мониторинга в том виде, в котором они предусматривают комиссию без региональных отделений, невозможно просто физически выполнять. Люди, которые там будут работать, не смогут ездить и проверять всех операторов по Украине. Нет никакой проблемы создать в нем подразделение, которое бы занималось онлайн-мониторингом", – подчеркивает Агия Загребельская.

Кстати, букмекеры и в части контроля получили определенную привилегию. Для них законопроектом предусмотрено следующее: "Организатор букмекерской деятельности в букмекерских пунктах должен обладать на правах собственности или пользования офлайн системой организатора букмекерской деятельности". Понятно, что желающие скрыть реальные доходы при таких условиях наверняка найдутся.

В выигрышной ситуации пока остается игорный бизнес, действующий в онлайн-пространстве, который отследить еще сложнее, чем обычные залы. "Мы сможем говорить об успешности того, как мы будем контролировать онлайн, только тогда, когда справимся с наземным ритейлом, - убеждена Агия Загребельская. – Основное, на чем базируется борьба с нелегальным онлайн-бизнесом в развитых странах, – это специалисты с надлежащим уровнем зарплат. Также должна быть нормативно-правовая база и соответствующее программное обеспечение. Но и это не всегда помогает. В той же Великобритании, где построена наиболее успешная модель, до сих пор не побороли азартный онлайн-бизнес".

Легальный азарт: куда перенаправят теневые потоки игорного бизнеса 05

Важным направлением деятельности Комиссии азартных игр Великобритании является выявление и предотвращение правонарушений на игорном рынке. Основными целями данной работы является обеспечение честности, прозрачности в индустрии азарта и защита уязвимых слоев населения: детей, подростков, граждан, подверженных зависимости от азартных развлечений. Легализуя игорный бизнес в Украине, законодатель также выступает за правила ответственной игры и обещает бороться с лудоманией. Вплоть до того, что человек, страдающий игровой зависимостью, сможем сам написать заявление и ограничить свое право на посещение таких заведений. С заявлением могут обратиться и его родственники. Не смогут играть и лица, не достигшие 21 года. Поэтому организаторы азартных игр обязаны будут обеспечивать идентификацию игрока на основании паспорта. Идентификация через интернет может осуществляться с помощью электронно-цифровой подписи, sim-карточки с поддержкой метода MobileID, метода BankID или других методов верификации, которые будут использоваться в соответствии с законодательством.

Депутаты обещают, что доработают законопроект уже до начала следующей сессии, стартующей в феврале. Но в любом случае, многое зависит от того, какие дальше будут разработаны подзаконные акты, которыми в частности будет регулироваться и вопрос о сертификации игрового оборудования. Только после этого мы сможем понять, что же на самом деле пытается выстроить государство, легализуя азарт.

Татьяна Бодня, "Цензор.НЕТ"

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику