Почему в Украине лекарства дороже, чем в Европе?

11332 86
Почему в Украине лекарства дороже, чем в Европе?

"Доктор, выпишите мне такой рецепт на лекарство, чтобы я мог предъявить его в аптеке за рубежом". С подобными просьбами все чаще и чаще обращаются наши граждане к своим семейным врачам или узким специалистам. Многие покупают лекарства в Польше. Чехии, Словакии, Турции, Израиле, и России, потому что там они значительно дешевле.

Причем, несмотря на то, что курс гривни за последние месяцы значительно укрепился, цены на лекарства не только не упали, но, наоборот, выросли. А по некоторым лекарствам цены на генерики (копии оригинальных препаратов) сравнялись с европейской ценой на оригинальные лекарства.

Так почему же лекарства у нас нередко намного дороже, чем в соседних европейских странах? Что нужно сделать, чтобы они стали более доступными? Каждая новая власть, желая получить политические дивиденды, пытается разыграть эту карту. В основном, безуспешно.

Обычно винят во всем аптеки, которые, якобы, устанавливают большую наценку на лекарства. Собственно, за последние десятилетия все действия властей в этом направлении, как правило, сводились к ограничению этой наценки у аптек и дистрибьюторов. На сегодняшний день они достаточно жестко регулируются, но цены на лекарства продолжают расти, причем, отличаются от соседей и в 2, и в 3 раза, а иногда и намного больше.

Первая попытка реально повлиять на цену производителя была сделана в программе "Доступные лекарства", где на все препараты, входящие в перечень, была установлена четкая референтная цена (средняя по пяти соседним европейским странам), которая сделала их действительно доступными для всех слоев населения. Однако коснулось это лишь небольшой группы лекарств – всего 23 международных непатентованных наименования (то есть, не по торговому названию лекарства, а по его действующему веществу). Чтобы повлиять на весь рынок, этого оказалось абсолютно недостаточно.

Альтернативный национальный закупщик лекарств

Нынешний парламент также озаботился ценами на лекарства и уже принял целый ряд законопроектов. Но смогут ли поддержанные Комитетом законопроекты повлиять на цены на лекарства?

"Сегодня централизованные закупки лекарств и других медтоваров осуществляются Министерством здравоохранения с привлечением международных специализированных организаций, - говорит глава Комитета ВР по здоровью нации, медицинской помощи и медицинскому страхованию Михаил Радуцкий. Но, к сожалению, достигнутая экономия при закупках через такие организации, нивелируется, в том числе, из-за отсутствия планирования поставок, длительных и непрозрачных согласовательных процедур по вопросам, требующим немедленного решения.

Кроме того, существуют факты ограничения участия в закупках национальных поставщиков - из-за применения собственных политик и процедур, отклонения предложений участников без объяснения причин (в среднем доля национального поставщика в централизованных закупках прошлых лет ~ 17%)". Учитывая это, расширение числа участников также повлияет на снижение цены, конкуренцию, а главное качество".

Учитывая это, Комитет инициировал и внес в парламент законопроекты №2538 и №2539.

Как поясняет Радуцкий, "эти законопроекты фактически предусматривают создание альтернативного "национального закупщика" (на базе ГП "Медицинские закупки Украины"), что позволит, в частности, вовремя обеспечивать пациентов бесплатными лекарствами, оперативно реагировать на эпидемиологическую ситуацию, убрать дискриминационные политические практики относительно национального производителя и прочее.

Мы ожидаем, что полноценный запуск национальной системы закупок с учетом нового регулирования, в том числе особенностей налогообложения, позволит закупать больше качественных лекарственных средств за государственный счет. В результате этих изменений мы предполагаем, что каждый гражданин сможет своевременно и бесплатно получить от государства необходимые лекарства.

Кстати, эти законопроекты уже поддержаны парламентом в первом чтении и, надеюсь, уже в начале 3-й сессии будут приняты в целом".

Однако законопроекты касаются закупок за бюджетные средства. Но что нужно сделать, чтобы лекарства не только в больницах или по госпрограммам, но и в аптеках стали более доступными для населения? В первую очередь, полагает Михаил Радуцкий, необходимо решить проблему монополизации аптечных сетей:

"К сожалению, в Украине уже достаточно долгое время существует очень плохая практика навязывания аптечными сетями поставщикам лекарственных средств маркетинговых договоров. Согласно этим "договорам", поставщик должен тратить огромные средства (иногда и до 30-40% от стоимости упаковки) только за то, чтобы его препараты просто были в физической доступности в аптечном учреждении.

Кроме того ситуация усложняется процессом монополизации аптечных розничных сетей. В результате всего от этого страдают граждане, точнее их карманы.

Как вариант решения этой проблемы в новой редакции Закона Украины "О лекарственных средствах" мы хотим ввести такое понятие, как "фармуслуга", которая позволит избежать практики маркетинговых договоров. Когда вместо аптечной наценки за каждый рецепт аптечная сеть будет получать, скажем, 7 или 9 грн. Это работает в Польше, Германии. Для людей это будет гораздо дешевле.

Еще один вариант, разрешить больничные упаковки - то есть упаковки не по 10, а по 1000 таблеток. Когда приходишь в аптеку, показываешь рецепт, и провизор продает то количество, которое необходимо. В таком случае человек не переплачивает за упаковку и экономит средства. Это также позволит удешевить лекарства".

"Ждите новый законопроект о параллельном импорте"

Еще одну попытку повлиять на стоимость лекарств в аптеках предприняли депутаты партии "Голос" Ольга Стефанишина и Александра Устинова. Они зарегистрировали в парламенте законопроект 2089, более известный как закон о параллельном импорте. Законопроект, как говорится в пояснительной записке, был направлен на достижение баланса между владельцами патентных прав на оригинальные препараты и обеспечением украинцев доступными лекарствами. После высказанных замечаний и угроз в адрес авторов инициативы документ отправили на доработку.

"После того, как на комитет пришли представители фармацевтического бизнеса и угрожали нам "отбить бошки" , очевидно, комитет не смог принять справедливое решение и отправил документ на доработку, - поясняет народный депутат Ольга Стефанишина. - Если говорить прямо - это значит просто сбить законопроект.

Для снижения цен на лекарства там были заложены 2 механизма: отмена так называемых "вечнозеленых патентов" и внедрение параллельного импорта. Недавно Рада приняла в первом чтении законопроект 2259. Он дублирует наш законопроект в части патентов. И сейчас очень важно следить, чтобы к принятию во втором чтении в нем не удалили ключевые важные нормы и "вечнозеленые" патенты действительно были отменены. В случае, если 2259 пройдет второе чтение в целостной редакции, мы будем работать над редакцией нового законопроекта. Он будет сугубо о параллельном импорте для лекарств. Это значит, что мы откроем украинский рынок и позволим без потери качества ввозить лекарства из тех стран, где они дешевле. Важно подчеркнуть, что контроль качества лекарств никак не изменится. То есть те же лекарства, которые уже прошли все этапы регистрации в Украине, можно будет купить дешевле".

Стоит отметить, что парламент еще осенью проголосовал за изменения в законодательство, которые позволяют параллельный импорт для всех товаров: утюгов, кондиционеров и т. Но для лекарств этот закон не работает, поскольку необходимо вносить изменения в закон о лекарственных средствах.

По словам Стефанишиной, параллельный импорт позволит покупать лекарства по более низкой цене именно в аптеках: "Сегодня многие люди ездят за границу - в Польшу, Румынию, Турцию и другие страны - покупать там лекарства, потому что они вдвое, втрое дешевле, чем в украинских аптеках. Именно параллельный импорт позволит им не искать за границей доступные лекарства, а пойти в аптеку в своем городе и купить доступные лекарства там. Конкретный процент скидки мы с вами сейчас не посчитаем. Это будет регулировать рынок. Если будет возможность ввозить лекарства по более низким ценам, то это усилит конкуренцию и собьет цену однозначно. Например, в странах ЕС практику параллельного импорта ввели еще 20 лет назад. Благодаря этому цены на лекарства им удалось снизить до 20%".

Как говорит народный депутат, идею параллельного импорта продвигают уже не первый год: "Пациентское сообщество требовало этих изменений давно. И каждый раз в самый ответственный момент включается фармлобби и тормозит процесс. Фармпроизводителям невыгодно снижение цен, и они готовы на все, чтобы этого не допустить. Мы уже привыкли к этому. Когда вы читаете где-то на просторах интернета, что законопроект о параллельном импорте плохой и украинские аптеки якобы завалят некачественными лекарствами, знайте, что это - аргументы написанные руками фармлоббистов. Это логично, что они борются против параллельного импорта, потому что они - отстаивают свои интересы. Интерес бизнеса - зарабатывать деньги. Интерес пациентов - доступные качественные лекарства. Поэтому в ближайшее время ждите нашего обновленного законопроекта о параллельном импорте".

Условия диктует производитель

Глава Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) Владимир Руденко поддерживает идею параллельного импорта, однако считает, что законопроект в его первоначальном виде нуждался в серьезной доработке:

"Такой вид легально работает в ЕС и удешевляет лекарства. Но к первоначальному варианту законопроекта есть очень много замечаний, особенно к тому, как такие лекарства должны ввозиться в нашу страну.

Так, лишь за 2018 год в Польше экономия на стоимости лекарственных средств от ввоза по системе параллельного импорта составила более $100 млн. Но там есть четкие правила, как это должно происходить – от подписания договора, ввоза препаратов и регистрации до упаковки, листка-вкладыша. Полагаю, что авторы законопроекта используют опыт Польши, Грузии, других стран, где такая система работает, и выпишут правила, которые будут защищать граждан от попадания в страну некачественных, неэффективных лекарств, либо таких, которые могут нанести вред".

Ограничения на свободный ввоз и продажу препаратов, в самом деле, создают условия для удержания высоких цен на них. По словам Владимира Руденко, "иногда у нас появляются эксклюзивные поставщики, эксклюзивные продавцы, есть люди или компании, которые имеют какие-то особые полномочия от определенных производителей.

Вообще, запретить или разрешить поставлять препарат может лично владелец регистрационного свидетельства. То есть тот, кто производит. Вот сейчас много говорят о недоступности лекарств для онкобольных , нуждающихся в паллиативной помощи. Это касается не только химиотерапии, но и обезболивающих препаратов для облегчения страданий. Некоторые наши производители наркотических и сильнодействующих анальгетиков не разрешают многим аптечным сетям, которые имеют необходимые лицензии, брать на реализацию такие виды товаров. У них есть какие-то эксклюзивные договоры с определенными продавцами, эксклюзивные условия. В данном случае, диктует условия производитель, хотя по отношению к больным это несправедливо и антигуманно".

Ассоциация обращалась по этому вопросу в МОЗ, предлагая упростить лицензирование такой деятельности, а также каким-то образом повлиять на производителя, чтобы доступ к закупке и дальнейшей реализации имели все желающие. Тем более, что у нас и не так много лицензиатов, которые желают заниматься продажей таких болеутоляющих.

Аналогичная ситуация и с зарубежными производителями. Как говорит глава АПАУ, они также "могут ограничивать круг юридических лиц, которые будут продавать его товар. Государство должно установить свои правила игры, чтобы не допускать монополизации рынка отдельными производителями или дистрибьюторами (оптовиками)".

Пока этих правил нет, может ли государство каким-то образом влиять на цены в аптеках?

"Да, - считает Владимир Руденко, - но при условии, что оно гарантирует производителю закупить тот или иной препарат в определенном объеме. В принципе, у нас сегодня очень много препаратов, на цены которых влияет государство. И это не только программа "Доступные лекарства". Например, через Национальный перечень, по которому проводятся закупки в медучреждения, - там установлены граничные наценки на лекарства, зависящие от их стоимости. До 100 грн наценка одна, от 100 до 500 другая. То есть, чем выше цена препарата, тем меньше наценка. Так, действует очень жесткая наценка на препараты инсулина. Есть жесткое регулирование препаратов, которыми обеспечиваются определенные группы населения – за какие-то заслуги или при определенных заболеваниях. Однако это регулирование касается только аптек и поставщиков. На производителя государство никак не влияет".

В Польше, продолжает Владимир Руденко, - многие лекарственные средства дешевле. Но там 70% рецептурных препаратов реимбурсирутся государством. Там в начале каждого года проводятся переговоры с производителями, и государство говорит: мы у вас выкупим такой-то объем, обеспечим ваши производственные мощности заказом, но цена должна быть вот такой. Если производителя не устраивает, то он не принимает участие в программе реимбурсации, но тогда он очень много теряет.

У нас такой процесс с установлением референтной цены (средней по соседним пяти странам) начался в программе "Доступные лекарства". Но наша ассоциация сегодня выступает за то, чтобы такое же ценообразование было и на Национальный перечень лекарственных средств. Не должно быть перекоса в ценообразовании. Если сегодня в Национальном перечне регулируется и аптека и дистрибьюторы, то почему не регулируется цена производителя? Как зарубежного, так и нашего отечественного. Давайте установим референтное ценообразование, и сразу увидим, где формируется цена на лекарства.

В этом году МОЗ опубликовал первый раз перечень референтного ценообразования на наркотические препараты, которые используются в онкологии. Согласно реестру цены опустились в 10 раз! Это был шок для многих и ответ на вопрос, где формируется цена. Если посмотреть в процентном соотношении, то аптека имеет 18% влияния на розничную цену, дистрибьютор – 8%. Все остальное. Более 70 – цена производителя. И тут как раз государство имеет возможность отрегулировать этот вопрос".

Эксперт полагает, что введение референтного ценообразования на весь Нацперечень сможет заметно снизить цены на лекарства:

"Препараты Национального перечня - это более 470 международных непатентованых наименований. То, что эффект будет, уже показала программа "Доступные лекарства". Производителям это выгодно, а то, что цена снизилась, так они зарабатывают на объемах. Если сегодня государство обеспечивает население лекарствами менее, чем на 10%, свыше 90% лекарств граждане покупают сами, то государство должно принять соответствующие меры".

Почему в Украине лекарства дороже, чем в Европе? 01

Государство должно более активно влиять на рынок?

В отличие от Владимира Руденко, генеральный директор компании Астрафарм Павел Лукашевич к идее параллельно импорта относится скептически:

"Если мы говорим о параллельном импорте, то в целом, это может касаться исключительно оригинальных препаратов. Учитывая, что рынок Украины процентов на 90 генерический, то закон сможет повлиять лишь на 10% рынка. И эти 10% - это достаточно дорогостоящие препараты, которые регистрируются, как правило, иностранными фармкомпаниями. Если смотреть на опыт европейских стран, то сегодня в структуре дистрибьюторских поставок параллельный импорт в Европе составляет ориентировочно около 2%. То есть, его доля очень невысока. И это касается инновационных препаратов, которые в тех или иных странах могут стоить меньше из-за того, что референтное ценообразование в них влияет на весь рынок лекарственных средств. Поэтому введение параллельного импорта может повлиять лишь на единичные препараты, а обычный потребитель введение этого закона не ощутит".

По мнению эксперта, введение такой инициативы не повлияет и на достаточно дорогие для среднего потребителя препараты, стоимостью 600-700 грн:

"Заниматься препаратами, которые в цене до 100 долларов, никто не желает. Это могло бы повлиять лишь на оригинальные препараты для лечения очень тяжелых заболеваний. Однако имплементировать такой закон также будет достаточно сложно, необходимо вносить изменения в другие законодательные и нормативные документы, и отработка системы займет немало времени.

Если суммировать, то я не могу прогнозировать, что введение параллельного импорта снизит цены на лекарства в аптеках. Наоборот, это может повлиять на то, что в страну могут и будут попадать препараты низкого качества, возможно, даже, фальсификат".

Как считает Павел Лукашевич, чтобы препараты стали более доступными, необходимо активное участие государства в обеспечении населения ими:

"Сейчас в Украине действует две государственные программы с общей суммой финансирования 3,2 млрд грн. Много это или мало, если учесть что в прошлом году в аптеках продажи лекарственных средств составили около 90 млрд грн? Речь идет о регулировании цен на 23 международные непатентованные названия – по программе "Доступные лекарства" и обеспечении препаратами инсулина. Если бы государство влияло не на 3% рынка лекарств, а на 30-40% розницы, как это происходит у наших соседей, то ситуация была бы совершенно иной.

В этом году, по прогнозам, рынок потребления ЛС будет расти где-то на 14-15%, и составит порядка 105 млрд грн. А государство влияет только на 3,2 млрд. На мой взгляд, государство реально сможет повлиять на цены в аптеках, когда существенно расширит номенклатуру препаратов, на которые устанавливается референтная цена и которые покрываются из бюджета полностью или частично.

Если бы покрывалось не 23 МНН, а как в Польше 240, и не только на базовые препараты, но и на современные, то это серьезно повлияло бы на доступность лечения".

Лукашевич полагает, что несмотря на то, что это огромные деньги, в итоге это привело бы к общему снижению стоимости лекарств:

"Эти деньги население сегодня платит самостоятельно, а если бы государство расширило перечень реимбурсированных лекарств то в конечном результате стоимость лекарств снизилась бы. Например, если бы на реимбурсацию было выделено не 3,2 млрд, а 15 млрд, это существенно повлияло бы на весь рынок".

* * *

Судя по планам Министерства здравоохранения, номенклатура препаратов, цена на которые регулируется государством, будет расширяться, но вряд ли столь глобально, чтобы влиять на весь рынок. Возможно, вариантом могло бы стать введение медицинского страхования, но до этого также еще далеко. А значит, мы и дальше будем выбирать – лечиться препаратами, цены на которые полностью или частично покрывает государство, либо современными и дорогими, но уже за свой счет.

 Татьяна Галковская, Цензор.НЕТ

Топ комментарии
+13 Инна Свеженцова
В Украине фармацевтическая мафия.
показать весь комментарий
12.02.2020 16:26
+10 Инна Свеженцова
Я в Турции покупала очень известный атибиотик и обезболивающее . Сломала руку . Цена была в 3 !!!!!! РАЗА МЕНЬШЕ, чем в Украине !!!! А капли в нос "Отривин" стоят там 40 грн. А у нас около 90 грн. Сказать , что я была в шоке - ничего не сказать.
показать весь комментарий
12.02.2020 16:25
+7 oqobo
многабукофф, а йа так і нє понєл пачєму лєкарства здєсь втройє дороже чєм в йєвропє?
показать весь комментарий
12.02.2020 16:38