Цензор.НЕТ

05.02.07 11:52

СТРАННЫЙ ВЗГЛЯД ПРЕЗИДЕНТА НА ЗЕМЛЮ

Говорят, земля – это самое дорогое, что осталось у нас, у украинцев. Самые плодородные в Европе черноземы, такой потенциал... Эксперты говорят, что благодаря удачной продаже или аренде, можно не только ЖКХ восстановить, но и страну из затяжного экономического «пике» вывести.

СТРАННЫЙ ВЗГЛЯД ПРЕЗИДЕНТА НА ЗЕМЛЮ (Виктория Владина, для «Цензор.НЕТ»)

Но, вместо того, чтобы радоваться за «козырь в рукаве», мы все чаще слышим, что земли раздаются «на шару», идет откровенный дерибан самых элитных участков. Кто в этом повинен: депутаты, Президент или исполнительная власть?

Разобраться в этом мы попытались вместе с вице-президентом Ассоциации городов Украины Мирославом Питциком.

Вопрос с землями сельхозназначения понятен – недавно принятый депутатами мораторий заморозил чаяния соотечественников законно прикупить кусочек Родины на неопределенный срок. И в то же время в городах активно выделяются земли, например, под застройку. Подковерные договоренности сильно дразнят общество. Почему же до сих пор не налажена прозрачная система продажи земли через аукционы?

- Это не совсем так. Во многих городах эти процедуры уже отработаны. Как пример, могу назвать последний аукцион на право аренды, который был проведен в городе Черновцы. Тогда на аукцион было вынесено 5 гектаров земли. Претендентов на участок трое. И все из достаточно известных в Украине «китов» оптовой торговли - «Эпицентр», «Фуршет» и «Метро». В результате торгов право аренды на 20 лет получил только один. А городская казна пополнилась на 24 млн. гривен.

Это один из примеров, какую выгоду можно иметь не только с продажи земли, но и со сдачи ее в аренду. Многие городские советы регламентировали процедуру аукциона и выделяют земельные участки лишь на конкурсной основе.

Аналогичные аукционы происходят сегодня во многих городах Украины. Я не готов так сразу назвать их точное количество. Каменец-Подольский, наверняка знаю, и другие. Это яркий пример, как городская власть думает о том, как получить выгоду для города сейчас и сохранить землю на будущее, для поколений.

Проведение земельных аукционов как-то регламентировано законодательно? Или это «частная» инициатива отдельных городов?

- Пока, к сожалению, есть проблема. Проведение аукционов сегодня регламентируются только решениями городских советов. Не все депутаты в городских советах готовы к подобным шагам. Более того, в Ассоциацию достаточно часто жалуются городские головы и просят регламентировать аукционы соответствующим Законом Украины. Не секрет, что во многих городах, в связи с последними пропорциональными выборами, сложилась ситуация, когда местные депутаты откровенно игнорируют интересы общества. Особенно в земельных вопросах.

Да уж, землю делит, как правило, политическое большинство, для себя и своих друзей. Можно ли повлиять на это безобразие?

- Да, вот мы и пытались. 12 января в зале Верховной Рады был проголосован Проект Закона о внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно внедрения прозрачных механизмов продажи земельных участков и приобретения права аренды на землю). Причем документ был поддержан конституционным большинством депутатов. ( За – 327, против – 1, воздержавшихся нет. Всего в зале было зарегистрировано 367 депутатов. Практически полным составом голосовали регионалы, бютовцы и внефракционные депутаты. Мнение социалистов разделилось, лишь половина фракции поддержала этот законопроект. Коммунисты отказались голосовать по идейным соображениям, а нашеукраинцы на момент голосования отсутствовали в зале, - авт).

Позже Ассоциация городов обратилась к Президенту с просьбой подписать законопроект. Ведь фактически речь шла о запрете дерибана городских земель местными советами. К сожалению, на днях я узнал, что команда, работающая вокруг Президента, убедила его наложить на этот документ вето.
Я вообще запутался, что у нас происходит в государстве и кто за что борется? Если мы боремся за то, чтобы земля продавалась честно и открыто, и чтобы это шло на пользу городу и обществу? То как расценивать это вето? Для меня это непонятно...

Почему Президент, по Вашему мнению, ветировал столь необходимый обществу закон?

- Я могу объяснить это лишь тем, что люди в Секретариате Президента, которые готовили для него представление, руководствовались определенными личными интересами. Возможно, это было продиктовано интересом к киевской земле, может у них интересы в Николаеве, Харькове или Львове. Не знаю. Но то, что такой факт свершился, для нас абсолютно непонятно. Естественно, они «накопали» аргументов. Но если рассматривать вопрос глобально, что больше принесет пользы, то я склонен считать, что этот закон больше принес бы пользы обществу, чем его ветирование.

Вы как-то собираетесь реагировать на Президентское вето?

- Да, Ассоциация городов Украины готовит серьезное заявление в адрес Президента. По сути, в данный момент он не исполняет своих конституционных обязательств – быть гарантом конституционных прав местного самоуправления, в частности, и прав граждан Украины вообще. Ну и будем просить депутатов, как только они соберутся на очередное заседание, преодолеть это президентское вето. Об этом нас просят практически все городские головы, причем, независимо от того, какую политическую силу они представляют.

Куда, как правило, идут деньги, полученные от земельных аукционов? Как рациональнее их использовать? Ваше мнение...

- У нас катастрофическая ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством. Поэтому деньги, вырученные от продажи или сдачи в аренду земельных участков, идут в специальную корзину, в которой и аккумулируются средства для развития городской инфраструктуры. В первую очередь – на жилищно-коммунальное хозяйство города, дороги и так далее...
Я считаю, что это самый оптимальный вариант использования этих денег. Другого пути поднять ЖКХ просто нет. К тому же, это определено сегодня бюджетным кодексом. И в этом вопросе у нас нет разногласий. Стратегические ресурсы должны работать на общество.

Общество уже не первый год ждет создания Государственного земельного кадастра. Когда же он будет, наконец, завершен и кто его должен вести?

- Это болезненная для нас тема. Мы уже не один год, а вернее уже с десяток лет, ведем со всеми руководителями Госкомзема войну по этому вопросу. Мы считаем, что ведением государственного кадастра должны заниматься органы местного самоуправления, как это написано в Законе о местном самоуправлении. К сожалению, Госкомзем отобрал у сельских советов даже ведение регистрационных книг, перепоручив эту обязанность районным и областным госадминистрациям. Сейчас в Парламенте находится очередной законопроект, которым предусмотрено отобрать у органов местного самоуправления – городских советов - ведение кадастрового реестра. Исключение сделано только для столицы.

Бесспорно, централизованная информационная система должна быть. И она должна быть в Госкомземе. На это он, между прочим, уже получал не одну порцию международных «долларовых» денег. К сожалению, прошло 10 лет, а Госкомзем так и не создал информационную базу. Органы местного самоуправления самостоятельно создают региональные информационные базы, но они охватывают лишь отдельные участки.

Правила игры, однозначно, должен был бы установить Госкомзем. Но ведение технической документации – подготовка и выдача актов – это должно быть прерогативой органов местного самоуправления, как сегодня и есть по закону. Иначе органы местного самоуправления потеряют контроль даже над коммунальными землями. Ими будет распоряжаться Госкомзем. Это недопустимо, это основной ресурс местного самоуправления и мы никогда на это не согласимся.

А что сделал Госкомзем? Создал частную структуру при ведомстве, которой и пытается передать эти полномочия. Им, при оформлении каждой бумажечки, соответственно будет капать копеечка. Пока эта копейка шла в районные и городские советы. Но как только инициатива Госкомзема будет узаконена –зарабатывать будет частная структура при Госкомземе.

От непрозрачности земельных отношений очень страдают предприниматели. Как можно в этой ситуации защитить права малого и среднего бизнеса, который арендует землю муниципальной собственности?

- Опять же приведу пример удачного сотрудничества власти и бизнес-структур. Самый прогрессивный опыт в этом вопросе в Черновцах. Вскоре там будет внедрен пилотный проект, разработанный совместными усилиями города и Минстроя. Ведь, чтобы получить разрешение на землю, предпринимателю приходится посетить около 40 различных инстанций. А вы знаете, что в чиновничьи кабинеты сегодня не идут с пустыми руками. В Черновцах попробуют оформлять документы в «одном» окне. Его «открытие» запланировано на весну. Если опыт будет удачен, а я в этом не сомневаюсь, практика будет распространена на всю Украину.

P.S. Из слов господина Питцика следует, что прогрессивные подвижки в наведении порядка на рынке земельных услуг, все же есть. Заметно также и то, что ожесточенная борьба сегодня ведется не только за землю, но и за полномочия, которые позволят «казнить или миловать». Вернее, давать землю или накладывать на разрешение очередное «вето»...
← Назад в рубрику