Цензор.НЕТ

05.03.07 12:11

ТАРИФНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ОТ «КТО ВИНОВАТ?» ДО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Пока Правительство «колдует» над идеальной формулой исчисления тарифов на ЖКХ услуги, группа народных избранников решила вынести на рассмотрение Парламента Концепцию ценообразования в сфере коммунальных услуг. Дескать, лишь этот документ способен «примирить» политических оппонентов, успокоить население и обеспечить стабильность работы всем предприятиям, задействованным в сфере ЖКХ…

ТАРИФНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ОТ «КТО ВИНОВАТ?» ДО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» (Виктория Владина, для «Цензор.НЕТ»)

Идею Концепции общественности презентовал народный депутат Украины Алексей Кучеренко, глава подкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ.

Классические вопросы российской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать?» Алексей Юрьевич полностью перенес в плоскость современных жилищно-коммунальных проблем в Украине.

- Кто виноват? – задается далеко не риторическим вопросом Кучеренко. И моментально называет всех поименно, не щадя ни соратников, ни оппонентов. – Я считаю, что ответственность лежит, без исключения, на всех представителях власти. Виноваты все правительства. И правительство Януковича 2003-2004-го годов, и правительство Тимошенко 2005-го года, и Еханурова 2006-го года. Я убежден, что ответственность - и на президентах Украины: на нынешнем и на предыдущем. И на Верховной Раде, которая до сегодняшнего дня не обеспечила эту очень тонкую сферу (имеется ввиду сфера ЖКХ, - авт.) необходимым законодательством. Прежде всего, сферу тарифного регулирования, регулирование деятельности естественных монополий. Отдельно можно говорить и об ответственности органов местного самоуправления.

Но, больше всего «досталось» нынешнему правительству – команде Януковича 2006-2007.

- Хотелось бы все-таки обратить внимание на одну принципиальную вещь: ситуацию, сложившуюся сегодня, нужно понимать и анализировать и в политическом контексте, - уверен Алексей Кучеренко. - Не хочу комментировать сегодня все события относительно выборов, перевыборов. Оппозиция в любом случае имеет право на некоторый популизм. Это классика политического жанра. Но, этот популизм заполнил тот вакуум, который, к сожалению, создало правительство, и по существу за семь месяцев не предложило обществу пути, как решать проблему в ЖКХ.

Основная ошибка правительства, считает народный депутат, что правительство делало по обыкновению то, что обычно делает и умеет – готовилось к зиме. Да, нам повезло, зима была теплой, и Слава Богу, она уже позади. Но, к сожалению, правительство Януковича совершенно не готовилось к повышению тарифов на ЖКУ. Чем, собственно, и воспользовалась оппозиция, всколыхнув бурю всенародного негодования.

- Ошибочно считать, что какой-либо искусственный закон или внесение изменений в отдельный нормативный документ, как со стороны оппозиции, так и со стороны правящих партий, позволит навести порядок в сфере ЖКХ. Желание решить проблему точечными ударами, заведет нас в тупик. Прежде чем писать законы, а у нас достаточно специалистов, которые могут это делать достаточно профессионально, нам нужно концептуально решить: что мы хотим урегулировать, - считает Кучеренко. И добавляет, что, к сожалению, среди тех, кто сегодня занимается жилищно-коммунальной сферой (в профильных комитетах ВР, в Секретариате Президента) ощущается недостаток профессионализма. - Так сложилась ситуация, что те специалисты, которые в этом разбираются, работают сегодня в несколько иных областях экономики. Это наша беда, но ничего страшного в этом я не вижу.

Итак, основная идея Концепции, которая сегодня находится в Верховной Раде, должна строиться на трех основополагающих «китах». Приоритетным в системе государственного регулирования должна стать защита потребителей.

- Десятки миллионов наших граждан станут партнерами, - поясняет Кучеренко. - Партнерами органов власти, как центральной, так и местной, партнерами предприятий жилищно-коммунальной сферы. А с партнером нужно выстраивать партнерские отношения. Люди должны понять, что это не просто лозунг. Они должны получить реальную возможность влиять на качество, цену и другие условия предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Второй момент, отображенный в Концепции, касается принципа справедливости. Тезис «Тарифы должны быть справедливыми для всех субъектов процесса», по мнению депутатов, работавших над разработкой законопроекта (кстати, в состав инициативной группы вошли не только оппозиционные представители Парламента, но и сторонники правящей коалиции, - авт.), относится не только по отношению к потребителям ЖК услуг. По-справедливости нужно относиться и к предпринимателям, работающим в этой сфере, и к естественным монополистам, предоставляющим услуги населению.

- Это будет огромнейшая ошибка со стороны власти, если она сейчас будет требовать на уровне городов и регионов объективности и справедливости, но будет думать, что в НАК «Нефтегазе» позволено делать все, что заблагорассудится, - считает Кучеренко. - Если так будем рассуждать, мы никогда не договоримся. Это сразу же дает возможность оппозиции политизировать этот процесс и заводить его в тупик. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть – справедливость должна быть для всех субъектов этого процесса. И начинать нужно, в первую очередь, не с уровня районной теплосети или с городского водоканала (там, естественно, есть что искать, но это тема отдельного разговора, - А.К.). Прежде всего, нужно разобраться, что же происходит в НАК «Нефтегазе», что происходит с ценой на газ, причем как внутренней добычи, так и экспортных поступлений, что у нас происходит с поставкой энергоресурсов, что происходит в облэнерго? Почему, например, приватизированные 8 лет назад наши облэнерго, которые находятся под управлением НКРЭ, декларируют снижение расходов. Но, объем расходов на уровне 20% остается «стабильным». Это свидетельствует о том, что государство вырабатывает 165, если не ошибаюсь, миллиардов киловатт часов в год, а пятая часть, т.е. 30 млрд. – просто теряется. Что значит теряется? Это все ведь идет на карман потребителя: промышленного, бюджетного, государственного, на население. Тезис справедливости должен быть обсужден на наивысшем уровне, имею в виду Президента Украины, Премьер-министра и председателя Верховной Рады.

Кстати, принцип справедливости должен быть применим и по отношению к формированию бюджетов, как местных так и государственного.

Ну, и последний аргумент нового подхода к реформированию ЖКХ. Инициативная группа нардепов настаивает на создании единого органа, устанавливающего тарифы. Причем, пользующегося безграничным доверием представителей всех, без исключения, сторон жилищно-коммунального «процесса».

- Сегодня, когда люди по сути дела не доверяют никому, нужно сделать над собой сверхусилие, чтобы созданный орган, который будет выносить «справедливый и окончательный вердикт», был вне подозрений, - считает Алексей Кучеренко. - Если такой орган будет в структуре Кабмина, он, по-моему, будет заполитизирован. Но такие же «обвинения» будут звучать и в том случае, если эта структура будет подчинена исключительно Президенту. Созданный орган должен быть в рамках баланса между ветвями власти. Как максимум, деятельность такой структуры нужно «прописать» в Конституции. Как минимум - принять уставной закон и сделать все, чтобы его деятельность была абсолютно четкой и регламентированной. Только тогда мы сможем говорить, что процесс ценообразования тарифов прозрачен. Лишь тогда можно будет говорить о возвращении доверия населения…

← Назад в рубрику