Цензор.НЕТ

20.01.09 14:42

ТОЧКА ЗАМЕРЗАНИЯ ДЛЯ ЖИЛЬЦА ИЛИ ЧЬЯ ГИГАКАЛЛОРИЯ ТЕПЛЕЕ

«Теплоэнергетический сектор работает в норме», - не устает повторять киевская власть. А жильцы жалуются, что у них впервые за последние 15 лет зимой отключают горячую воду, а батареи нагревают квартиру только до 11-14 градусов тепла…

ТОЧКА ЗАМЕРЗАНИЯ ДЛЯ ЖИЛЬЦА или ЧЬЯ ГИГАКАЛЛОРИЯ ТЕПЛЕЕ (Виктория ВЛАДИНА, для "Цензор.НЕТ")

Есть кризис в стране или нет, в жилищно-коммунальном секторе все равно творится хаос и безобразия, которые сильно раздражают население. С одной стороны нам говорят, что газ в полном объеме поступает на ТЭЦ, с другой – имеем тепленькие батареи. Нас вынуждают платить по счетам, а отвечать за то, что нас не догрели, оказывается, некому. «Надо ЖКХ перевести в рыночные условия!», - только и слышишь угрозы политиков. Рыночными отношениями нас, чаще всего, пугают тогда, когда энергопоставляющие компании хотят получить возможность безнаказанно отключать газ, свет или тепло у должников. Готовы ли сами компании-поставщики вести предметный диалог со своими потребителями? Об этом наша беседа с председателем киевского ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома, - Авт.) Михаилом Кальтагейсером.

Проблематикой в жилищно-коммунальном секторе Михаил Григорьевич занимается уже более 15 лет. Он - эксперт международной общественной организации «Центр содействия жилищным и муниципальным реформам», член правления Дарницкого (районного) и Киевского (городского) Союзов собственников жилья. ОСМД, которое он возглавляет, называется – «Первый дом». Этот дом был первым в стране, построенным за средства инвесторов, в этом доме было создано первое в районе ОСМД, и этот дом, как утверждают его жильцы, вероятнее всего, был первым в Украине оборудован всеми приборами учета. Речь идет не только о квартирных счетчиках на воду. В этом доме, согласно действующего на тот момент распоряжения Кабмина, были установлены домовые счетчики на воду (горячую и холодную), а также счетчик на тепло.

- Все эти годы я пытался создать безукоризненные равноправные отношения с поставщиками коммунальных услуг – «Киевэнерго», «Водоканалом», «Киевгазом», - признался нам Михаил Григорьевич. – К сожалению, за все эти годы мы так и не смогли сформировать договорные отношения, которые бы четко определяли, какая из сторон за что отвечает. А сегодня, когда нынешняя власть столкнулась с некоторыми финансовыми трудностями в оплате за поставки газа в страну, мы сразу же ощутили несовершенство этих отношений на себе. Когда начинаем жаловаться властям или руководству «Киевэнерго», втягиваемся в бессмысленную переписку, а отыскать виновного за безобразия нам так и не удается.

Напомним, что в первых «инвесторских» домах застройщик впервые попытался уйти от коллективизма. Так, разводка тепла и водоснабжения в этих домах велась поквартирно, а не по стоякам, как в советские времена. Фактически каждая квартира имела замкнутый цикл и по воде и по теплу. На батареях же были установлены водомеры с регулирующей функцией. При желании можно было бы вычислить, сколько тепла потребляет та или иная квартира. Однако внедрить столь тщательный подсчет при существующем бардаке в ЖКХ, оказалось невозможным. Посему в «Первом доме» квартирные счетчики тепла остались лишь, как регуляторы – если сильно жарко, жильцы могут прикрутить батареи. Оплата же за тепло производится по домовому счетчику. Набежавшая сумма распределяется равномерно между жильцами, независимо от того, насколько каждая квартира прикручивала батареи. В этом году прикручивать батареи жильцам не пришлось. Они мерзнут.

- Начиная с 18 ноября все потребители, которые подсоединены к ТЭЦ-5, к сожалению, ни разу не получали тепла в достаточных объемах. «Киевэнерго» ни одного дня не обеспечило необходимых параметров теплоносителя, - заявляет председатель «Первого дома». – Первые лица государства уверяют, что никаких ограничений в поставках газа на предприятия теплокомунэнергетики – нет. Когда пытаешься выяснить ситуацию в «Киевеэнерго», там утверждают обратное: в поставках газа их ограничивают. Киевская власть, в частности Голубченко, заявляет, что «Киевэнерго» придерживается графиков и температуры в теплоносителях. Но – это не так! Давление упало вдвое.

- Когда наш дом сдавался в эксплуатацию, было определено, что через наш дом согласно техническим условиям должно, к примеру, проходить 12 тонн в час, а дают – 6 тонн в час. Сейчас поясню. Нам говорят, что температура теплоносителя поддерживается на нормальном уровне. Не все ведь жильцы понимают, что кроме необходимой температуры, должен быть еще и расход теплоносителя на надлежащем уровне. Например, когда через дом прошло 100 кубов горячей воды, и разница температуры на входе и выходе – 10 градусов, условно: зашло 60, а вышло 50 градусов. Вода потеряла 10 градусов, дом потребил 1 Гкал тепла. Все просто. А если через дом прошло не 100 кубов, а 50, соответственно, при той же температуре, тепла дом получит вдвое меньше. Таким образом, искусственно увеличивая давление в обратном трубопроводе, «Киевэнерго» создает условия, когда расход на тепло вдвое меньше. Имея, таким образом, и затраты на изготовление тепловой энергии вдвое меньше. Хорошо, что наш дом оборудован теплосчетчиком и мы переплачивать не будем. А остальные? Я думаю, что горожане заплатят по полной программе – по тарифу.

- При всем при этом, за 12 лет существования нашего дома, у нас не было никаких долгов перед поставщиками услуг («Киевэнерго», «Водоканалом», и др.). Поэтому, я считаю, что мы имеем полное юридическое и моральное право требовать и от поставщиков качественного выполнения своих договорных обязательств. Почему жильцы должны мерзнуть?

- К сожалению, договором с «Киевэнерго» не предусмотрена какая-то финансовая ответственность за недопоставленную нам тепловую энергию, - продолжает Михаил Григорьевич. - Там есть общие фразы, типа «поставщик должен поставлять в объемах достаточных для поддержания…». Причем, подписывая типовой договор, я настоял на внесении своего уточнения: «…тепловую энергию достаточную для поддержания температуры в помещениях не ниже 16 градусов и температуры воды не ниже 50 градусов в точке». С этим уточнением «Киевэнерго» согласился. Но, наказать за недопоставку тепла энергопоставляющую компанию мы не можем, ответственность никак не прописана в договоре.

В то время как в своих договорах такие крупные компании четко прописывают нормы потребления, например, электричества. Определен лимит, все, что использовано свыше лимита - оплачивается в 5-кратном размере. Четко, конкретно. Себя они защищают. Нам же предлагают за недопоставку просто заплатить поменьше. И жить при температуре 14 градусов. Общаясь с представителями «Киевэнерго», я попытался пояснить ситуацию, приведя простой пример. Ситуация с недопоставленным теплом равнозначна, если бы нам при напряжении 220В, дали ток с напряжением 110. У вас не работает ни один электроприбор, но вы платите в два раза меньше и имеете 50-процентную скидку. Вы думаете, в «Киевэнерго» не понимают абсурдности ситуации? Понимают, - вздыхает председатель.

- Я считаю, что качество жилищно-коммунальных услуг ни в коей степени не зависит от того, есть ли кризис в стране или его нет. Отвратительными эти услуги были и до кризиса. Я считаю, что киевляне могут получать нормальное качество только после того, когда каждый жилец заключит с поставщиками услуг соответствующие договора, где будет четко выписана ответственность поставщика и ответственность потребителя за использование этих услуг. В то же время компании-монополисты не желают иметь дело с жильцами. Ведь мерзнущие горожане могут обратиться в суд и потребовать возмещения моральных и материальных убытков. Не хотят поставщики коммунальных услуг и заниматься взиманием платы за свои услуги, ведь у нас в стране культивируется культ должника: человека нельзя выселить из квартиры, даже если он не платит за предоставленные ему услуги, - продолжает руководитель ОСМД.

- Не исключение и «Киевэнерго», которое старается всячески уйти от ответственности. Компания не хочет напрямую отвечать за температуру и горячую воду в жилых домах, препятствует установке своих приборов учета, заставляет верить предоставленным показателям. «Киевэнерго» якобы фиксирует показатели на входе в свой бойлер, а температура при входе в дом? Нам просто повезло, что на тот момент действовало постановление правительства, запрещающее вводить дома без приборов учета, в том числе и тепловой энергии. Но, ведь большинство потребителей таких приборов учета не имеют. Это создает лишь условия для непрозрачной хозяйственной деятельности энергопоставляющих компаний, - жалуется председатель ОСМД.

Безусловно, чтобы не мерзнуть и в дальнейшем, руководство «Первого дома» ищет формулу идеального хозяйствования. Некоторые жильцы даже предлагали установить свою котельную, на что председатель им ответил:

- Отрезаться от теплоцентрали и установить миникотельню – это задача сравнима с реконструкцией дома. А это - серьезная реконструкция, для которой нужно разработать проект, исходными данными для которого должны стать технические условия для использования газа (если это газовая котельная) или на использование электроэнергии (если источником тепла станет электричество). Нужно знать, есть ли в спальном районе сети соответствующего давления или напряжения. Достаточно серьезный вопрос. Затем нам предстоит разработать, утвердить и выполнить проект. А потом еще и сдать перед вводом в эксплуатацию государственной комиссии. В Киеве индивидуальное отопление пока не приобрело такого массового характера, а вот в Фастове – 60 км от Киева, котлы в квартирах устанавливают повсеместно.

- Если раньше законодательно можно было перейти на индивидуалку, то сегодня перейти на иной вид отопления можно только целым домом или отдельным сооружением. Хотя, признаюсь, уже давно просчитано, что себестоимость 1 Гкал тепла на больших ТЭЦ гораздо ниже, чем на миникотельнях. Единственное, чем вплотную должны заняться крупные поставщики – сокращением потерь при доставке тепла через теплоцентрали. Пока же эти потери спрятаны в непрозрачные схемы и полностью покрываются потребителем, - говорит Михаил Григорьевич. - К сожалению, «Киевэнерго» совершенно не заинтересовано строить нормальные отношения со своим потребителем. Да и качественно обслуживать, как мне кажется, не собирается. Сужу по нашему микрорайону. Начиная с 1996 года, теплоснабжение наших домов ухудшалось с каждым годом. Дома, которые находятся на Харьковском массиве, Позняках, Осокорках – часть города, где больше всего строится нового жилья. И все это жилье «садят» на одну трубу. Руководитель грамотный и ответственный обязан подумать о том, как завтра он обеспечит всех теплом. Чем больше домов сидит на трубе, тем выше нагрузки, нагрузка на сеть увеличивается, ухудшается качество. А руководство «Киевэнерго» продолжает выдавать технические условия для подключения еще, и еще одного дома. А кто подумает о том, что нужно вводить дополнительные мощности, дополнительные сети строить? Думать некому, и никакой ответственности перед потребителем услуг.

- Я не припомню первых лиц государства, которые не говорили бы о необходимости реформы жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, дальше деклараций реформа не продвинулась, - вздыхает Михаил Кальтагейсер. - Тем временем противоборство между поставщиками и потребителями накаляется, и народ, добросовестно оплачивая по счетам, мерзнет в своих квартирах…
← Назад в рубрику