Цензор.НЕТ

14.04.16 10:29

МОКК ТРЕБУЕТ СКООРДИНИРОВАННОСТИ РЕФОРМ ОБОРОННОГО СЕКТОРА

Недавно состоялось плановое заседание Исполнительного комитета Многонациональной объединенной координационной комиссии по вопросам военного сотрудничества и оборонного реформирования (ИК МОКК). На заседании самым проблемным оказался вопрос продолжения курсовой подготовки американскими инструкторами.

Военные США тесно увязывают вопросы подготовки с процессом приближения ВСУ к стандартам НАТО к 2020 году, а также с вопросом продолжения предоставления помощи со стороны Вашингтона. В связи с этим "Цензор.НЕТ" решил разобраться в ситуации и узнать, как это повлияет на отношения между ВСУ и Пентагоном.

КАК БЫЛО?

Еще в конце прошлого года Конгрессом США было принято решение о выделении 335 млн долларов на поддержку комплексных реформ в Украине в сфере безопасности и обороны. Чтобы убедить американских партнеров в целесообразности расширения спектра поддержки, мы должны были представить дорожную карту реформ - стратегический оборонный бюллетень. Так же на предпоследнем заседании Многонациональной объединенной координационной комиссии по вопросам военного сотрудничества и оборонного реформирования (здесь и дальше. - МОКК), иностранные партнеры передали украинской стороне ряд рекомендаций, достаточно жестких, но, тем не менее, необходимых. Это не удивительно. Ведь в США, как и в других западных странах, принято планировать и обосновывать рациональность каждого потраченного доллара. Там были обозначены несколько групп приоритетов в сотрудничестве:
· образование, подготовка (в том числе и курсовая) для личного состава ВСУ и создание необходимой инфраструктуры.
· усовершенствование систем оборонного планирования, управления и связи.
· материально-техническое обеспечение (включая автоматизацию и компьютеризацию систем логистики )
· парламентский и гражданский контроль над реформами
· новая кадровая политика
· создание Сил специальных операций
· создание системы реабилитации и социализации личного состава ВСУ.

Отдельное внимание было уделено реформированию флота и обеспечению новыми навигационными системами. Это важно, чтобы максимально быть готовым к реагированию на угрозы со стороны Черного и Азовского морей. Один из важнейших вопросов, по мнению участников МОКК, это образование и подготовка для руководящего состава, офицеров и солдат. Это то, на чем нам прежде всего следует сосредоточиться для достижения стандартов НАТО. Такая подготовка станет краеугольным камнем в наращивании оперативных возможностей украинской армии. Напомню, что встречи МОКК происходят 4 раза в год (две - на уровне исполкомов МОКК и две - на уровне глав делегаций МОКК) для анализа достигнутых результатов, а также определения приоритетов Украины в плане военной реформы. В МОКК кроме США и Украины входят также представители Великобритании, Канады и Литвы.

Для реализации выше указанных рекомендаций, в частности - в области подготовки, была создана Объединенная многонациональная группа по подготовке - Украина ( JMTG - U ) и проведена первая ротация подготовки (с 23 ноября 2015 года по 15 февраля текущего года). Но американская сторона МОКК выразила определенные сомнения в неотвратимости перемен в области подготовки. И на последнем заседании ИК МОКК в Штутгарте сообщила об этом украинской стороне.

Справочно: JMTG-U по плану должен был стать основной базой подготовки украинской профессиональной армии и высокомобильных-десантных войск (ВДВ). В рамках проекта планируется подготовить 5 батальонов сухопутных войск и один батальон ВДВ. Деятельность Группы развернута на базе Международного центра миротворчества и безопасности в Яворове (МЦМБ). На базе этого центра Украина в постоянном режиме развивает силы для проведения оборонительных операций на своей территории, обучает стандартам НАТО, а также проводит совместные межведомственные тренировки. Кроме того, в планах военных - создание Центра подготовки подразделений. И укомплектование его инструкторами, подготовленными американскими специалистами. Пентагон выделил под это финансирование. Украина со своей стороны должна подготовить необходимые нормативные документы, внести изменения в законодательную базу, решить кадровые вопросы, подготовить должным образом инфраструктуру.

Что из этого получилось? По факту до сих пор не утвержден Стратегический оборонный бюллетень (СОБ), который должен показать, какими будут Силы обороны после реформирования. Это обусловлено огромным количеством согласований, которые проходит этот документ (потому что затрагивает всех участников сектора обороны и безопасности, не только МО и ГШ). Почему до сих пор не подписана Концепция развития Сил специальных операций в соответствии со стандартами НАТО и не принят в ВР закон про ССО (несмотря на очень бурное обсуждение в обществе) можем только догадываться. В таких условиях сложно что-то планировать. Среди других проблемных вопросов - план создания учебного центра Сил специальных операций в Бердичеве, а также укомплектование его инструкторами. Хотя и был разработан конкретный план финансирования учебного Центра в Яворове, реальное наполнение его деньгами находится под вопросом. Для украинских реалий составление любого бюджета похоже на магию. И в данное время этот вопрос сейчас решается в МО. Правда, деньги на начало строительства Учебного корпуса в Центральном городке, других строительных и ремонтных работ на территории МЦМБ уже начали поступать. В таких условиях постоянной неопределенности тяжело заниматься развитием инфраструктуры. Например, в Яворове для того, чтобы укомплектовать штат - переселить в учебный центр военных и их семьи, ВСУ должны решить прежде всего социальные условия - обеспечить их жильем и необходимыми бытовыми условиями в очень краткие сроки. В организацию всего сложного многоуровневого обучения вносит свои коррективы и война. Профессиональные кадры часто находятся не на учебных полигонах, а непосредственно в зоне АТО. Но даже в этих условиях благодаря усилиям украинской стороны и иностранных партнеров удается проводить обучение второго батальона (март-апрель этого года).

У нас есть позитивный опыт сотрудничества с МОКК в краткосрочных программах. За последний год около $120 млн помощи EUCOM уже осваиваются в Украине. 45 млн - на тренировки и $ 75 млн на нелетальное оборудование. Передача средств (не в денежном эквиваленте) происходит регулярно.

А вот планирующийся к строительству Центр подготовки подразделений - это долгосрочный проект. И для запада важно это видеть (развитие планирования, плюс отражение в программных документах по реформированию). Поэтому, к примеру, они с нетерпением ждут от украинской стороны план ротации на 2017 год.

В то же время подготовка инструкторов ВС по принципу "Тень" (это когда будущий украинский инструктор участвует (наблюдает) за процессом обучения, который проводит иностранный консультант) доказала свою неэффективность. Поэтому инструктора для ВС Украины будут готовиться непосредственно американскими инструкторами. К слову, в ВСУ уже есть такие специалисты - их около сотни, и сейчас они проходят службу на штатных должностях в своих учебных центрах.

Для того, чтобы Украина оказалась способна принять и должным образом реализовать предложенную Пентагоном финансовую помощь, предстоит огромный труд. Речь идет о налаживании коммуникации и полной координации на всех уровнях.

Надеюсь, у государства появится все же политическая воля действительно реформировать сектор обороны и безопасности в соответствии со стандартами НАТО, и мы скоро сможем увидеть координационный центр, который напрямую управлял бы процессом. Тут не стоит придумывать что-то новое, этим вполне могли бы заняться СНБО или Кабмин.

Анна Коваленко, "Цензор.НЕТ"

← Назад в рубрику