Цензор.НЕТ

20.06.18 15:42

Закон про нацбезпеку і поправка про повноваження СБУ - про що йдеться і які наслідки

Автор: Юрий Бутусов

Зараз у Раді голосуватимуть закон про національну безпеку, в який вчора комітет з оборони вніс правки щодо повноважень Служби безпеки України.

Закон про нацбезпеку і поправка про повноваження СБУ - про що йдеться і які наслідки

Комитет принял принципиальную поправку по полномочиям СБУ. В статье 19 часть 1 законопроекта определено, что СБУ более не имеет полномочий по борьбе с коррупцией. Это действительно революционный шаг. В ближайшее время предполагается начать разработку нового законопроекта о Службе безопасности - это также категорическое требование наших западных союзников. Так вот на основе законопроекта о национальной безопасности из будущего законопроекта про СБУ наверняка уберут Главное управление "К" - одно из самых крупных подразделений СБУ, которое контролирует деятельность государственной власти. Наиболее известен главк тем, что многие годы и при всех президентах участвует в скандалах по "крышеванию" различных коррупционных схем, прежде всего на таможне и в органах власти.

Закон про нацбезпеку і поправка про повноваження СБУ - про що йдеться і які наслідки 01

В Главке "К" служит до 4 тысяч сотрудников - это 12% от общей численности личного состава СБУ. Разумеется, президент Порошенко категорически против такой реформы, потому что всех руководителей в СБУ назначает он лично, и не хочет терять такой огромный рычаг власти. Главк "К" - это элита СБУ. Да, идет война, но главк "К" имеет численность около 4 тысяч сотрудников, в то время как департамент контрразведки СБУ - всего около 500 сотрудников. При этом в Главке "К" самые высокие надбавки, выше, чем в контрразведке. Парадокс.

И вот комитет в законопроекте убрал положение о борьбе с коррупцией из полномочий СБУ в законе о национальной безопасности. Даже если эта поправка будет принята, это не приведет к немедленной ликвидации главка "К", но эта ликвидация станет возможной, и в новом законе об СБУ главк "К" сократят - это произойдет, конечно, не ранее , чем будет принят новый закон об СБУ.

Президент Порошенко, конечно, с этим не согласен, и считает, что закон о нацбезопасности не должен приводить к ограничению его сферы ответственности и не должен создавать обязательства ликвидировать главк "К".

Чтобы сохранить президенту возможность компромисса и чтобы заручиться его подписью под законопроектом, комитет по обороне сохранил в законопроекте про нацбезопасность полномочия СБУ в сфере "контрразведывательного обеспечения экономической безопасности". Это означает, что президент сохранит в своих руках второе по значению после главка "К" подразделение СБУ - Департамент контрразведывательной защиты экономики государства. Эта структура также известна своим постоянным вмешательством в бизнес-схемы, в ней порядка 2 тысяч сотрудников. И эту функцию у СБУ также сотни раз критиковали, и ее было бы логично убрать в законе о национальной безопасности. Но политика - искусство возможного, комитет, большинство в котором у правящей коалиции, решил найти компромиссный вариант.

Борьбой с коррупцией занимается НАБУ, а борьбой с экономической преступностью должно заниматься Национальное бюро финансовых расследований, которому должны перейти полномочия от подразделений по борьбе с экономической преступностью Нацполиции, СБУ и налоговой милиции.

Да, можно и нужно критиковать НАБУ за неоднозначные результаты и заявления, можно и нужно быть осторожным к перспективам Нацбюро по финансовым расследованиям. Но в данном случае вопрос не в сиюминутных интересах - в интересах государства разграничить сферы ответственности.

Надо не сохранять противовес НАБУ в виде главка "К", а развивать контролирующий орган, в виде Государственного бюро расследований. А все расследование коррупционных преступлений - только в НАБУ.

Чтобы заручиться подписью президента, комитет предложил убрать главк "К" из законопроекта по нацбезопасности, чтобы сохранить департамент экономической контрразведки, куда в перспективе можно было бы перевести самые ценные для президента кадры главка "К" и сохранить рычаги влияния.

Закон про нацбезпеку і поправка про повноваження СБУ - про що йдеться і які наслідки 02

Понятно, что такая половинчатость вызывает вопросы у наших западных союзников, которые транслируют свое недовольство нашей политикой через лояльные общественные организации.

Если бы парламент убрал из законопроекта о нацбезопасности положение о главке "К" и экономической контрразведке СБУ и проголосовал бы закон о нацбезопасности в целом, то это создало бы новую политическую реальность. Ответственность за законопроект была бы на президенте, и у наших западных союзников были бы аргументы договориться, чтобы президент этот законопроект подписал.

А если будет подписан законопроект по нацбезопасности, то тогда будут хорошие перспективы у законопроекта по СБУ и законопроекта по Нацбюро финансовых расследований. Принятие этих законов на самом деле здорово бы помогло властям накануне выборов, потому что такие изменения - это реальные структурные реформы. А трудоустроить экономическую контрразведку и главк "К" во время войны можно без проблем в те подразделения контрразведки, которые борются со шпионами и предателями и проводят диверсии на оккупированных территориях. Или в ГБР, или в НБФР. Незапятнанным людям работа найдется, политическим назначенцам - конечно, нет.

Мне кажется, что шум вокруг закона о нацбезопасности в данном вопросе - во многом результат плохого понимания всеми сторонами реального значения этого документа. Закон не является документом прямого действия, это не панацея, этот закон определяет рамки и разграничивает полномочия, детализировать и вводить в действие этот закон можно длительное время, есть возможность все учесть и все разработать.

Надеюсь, депутаты в зале уберут из полномочий СБУ и борьбу с коррупцией, и экономику. Это как минимум. Как максимум, идея убрать полномочия у СБУ по расследованию коррупции и экономики уже сейчас - требует рассмотрения, я бы предложил рассмотреть эти радикальные правки в зале. Политическая перспектива у таких правок для принятия и тем более для подписи президента невысока, но это показало бы, кто на самом деле является тормозом реформы СБУ.

Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"

Дивитися коментарі → ← Назад до рубрики