Цензор.НЕТ

04.12.18 17:17

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції "топлять" російський флот

Автор: Д.Попович

Після агресивних дій російських військових проти українських кораблів у Керченській протоці, у світі заговорили про нові санкції щодо РФ. Це може завдати серйозного удару по морських амбіціях РФ, оскільки санкції, раніше накладені за агресію проти України, вже зірвали росіянам виконання програми переозброєння флоту.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції "топлять" російський флот

Как известно, инцидент в Керченском проливе произошел 25 ноября. Два украинских бронекатера "Никополь" и "Бердянск", а также рейдовый буксир "Яны Капу", следуя из Одессы в Бердянск, попытались пройти через пролив, который после аннексии Крыма незаконно контролируется россиянами.

Российские пограничные корабли, вопреки нормам международного права, заблокировали движение украинской корабельной группы через пролив. А когда бронекатера и буксир отошли в нейтральные воды – атаковали и захватили их (катер "Бердянск" при этом получил повреждения, вследствие обстрела). Украинские моряки также попали в плен. Им уже избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, сроком на 2 месяца – они переправлены в Москву.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 01
Захваченные украинские корабли

Агрессивные действия российских военных вызвали жесткую реакцию международного сообщества. В мире заговорили об усилении санкционного режима в отношении РФ. Это может нанести серьезный удар по морским амбициям России, поскольку санкции, ранее наложенные за агрессию против Украины, уже сорвали россиянам выполнение программы перевооружения флота. Цензор.НЕТ разбирался, как именно.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

7 ноября, через Босфорский пролив в Черное море на буксире вошел российский малый ракетный корабль (МРК) "Вышний Волочек". Фотографии опубликовал на своей странице в Facebook журналист Андрей Клименко. По его словам, 31 октября аварийно-спасательное судно Черноморского флота РФ "Профессор Николай Муру" вывело "Вышний Волочек" на буксире с базы ВМФ РФ в сирийском Тартусе. А 7 ноября караван со скоростью в 3-5 узлов (менее 10 км/ч.) вполз в Черное море. "Дело в том, что на корветах "Буян-М" (проект 21631, к которому относится "Вышний Волочек", - Авт.) должны были установить немецкий двигатель MTU, но из-за санкций (россияне, - Авт.) были вынуждены использовать похожий, но лицензионный китайский", - пояснил Клименко.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 02
"Вышний Волочек" на буксире

Почему же российские корабли приходится брать на буксир? В начале 2018 года российский журнал "Экспорт вооружений" опубликовал материал о промежуточных итогах выполнения Госпрограммы по вооружениям до 2020 года (ГПВ-2020) для Военно-морского флота РФ. В статье отмечается, что практически по всем показателям, за исключением планов строительства дизель-электрических подводных лодок и ракетно-артиллерийских кораблей, программу можно считать сорванной. В лучшем случае ее удастся выполнить на 75% по подводным лодкам и на 70% - по боевым надводным кораблям.

По состоянию на 1 января 2018 года, из 16 запланированных атомных подводных лодок, удалось построить только 4, а из 8 дизель электрических – 6. Из 16 запланированных многоцелевых надводных кораблей, было построено только 8, в том числе 4 фрегата и 4 корвета. С ракетно-артиллерийскими кораблями дела обстоят лучше. Таковых, по состоянию на начало 2018 года, было построено 8 единиц из 12 запланированных.

В статье также приводятся ссылки на интервью главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Королёва. Он сообщил, что с 2013 по 2017 год, для ВМФ были построены 63 боевых корабля и катера: "В том числе три ракетных подводных крейсера стратегического назначения, семь многоцелевых подводных лодок, 14 надводных кораблей и 39 боевых катеров".

Однако по количеству и темпам строительства надводных кораблей основных классов, которые позволяют РФ заявлять об амбициях океанской державы, Россия сильно отстает от Китая и США. Общее водоизмещение 14 российских надводных кораблей составило 127 тыс. тонн. За эти же пять лет ВМС Китая получили 37 боевых кораблей суммарным водоизмещением 238,6 тыс. тонн, а ВМС США – 24 корабля общим водоизмещением более 372 тыс. тонн. А средняя продолжительность строительства кораблей на российских верфях вдвое больше, чем на верфях Китая, Германии или Франции.

УКРАИНСКИЙ СЛЕД

Cрыв и задержки выполнения ГПВ-2020 в части строительства новых кораблей происходят, в том числе из-за санкций, наложенных на РФ за вторжение в Украину. Российские предприятия оказались не готовы производить "санкционные" комплектующие в рамках программы импортозамещения.

К примеру, предприятие Звезда" в Санкт-Петербурге является в России монополистом в производстве V-образных и звездообразных дизелей для скоростных катеров МРК и корветов. Однако в 2014 году, когда санкции против России были уже введены, выяснилось, что ПАО "Звезда" не может производить целый ряд важнейших деталей для двигателей. Из-за этого сроки сдачи в эксплуатацию многих кораблей, приходилось переносить на довольно длительные сроки.

Эти проблемы проявились во время строительства малых ракетных кораблей-корветов проекта 22800 (шифр "Каракурт"). На них должны были устанавливаться дизельные двигатели М-507. Оказалось, что ПАО "Звезда" не может обеспечить производство установок более чем для одного такого корабля в год.

Предполагается строительство не менее чем 18 кораблей проекта 22800. Но из-за проблем с поставками дизелей все дедлайны уже сорваны. К примеру, головной корабль проекта – "Ураган" планировалось передать флоту еще в 2017 году. Но лишь летом 2018 года этот корабль вышел на ходовые испытания в Ладожском озере.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 03
МРК "Ураган" выходит на ходовые испытания

Второй корабль – "Тайфун" должен был попасть на флот в 2018 году. Год заканчивается, корабль спущен на воду, но все еще находится у достроечной площадки в ожидании дизелей. То же самое можно сказать и о следующих кораблях этой же серии - "Шквал" и "Буря".

А ведь "Каракурты" имеют важное значение для ВМФ РФ. Они должны дополнить корабли проекта 21631, о которых шла речь выше. Корабли обоих типов предназначены для ближней морской зоны. Но МРК "Буян-М" имеют автономность плавания до 10 суток, а "Каракурты" - до 15 суток. Кроме того по сравнению с "Буяном", "Каракурт" обладает несколько лучшими мореходными качествами.

Корабли обоих типов вооружены крылатыми ракетами "Калибр", которые способны поражать наземные цели в радиусе от 1500 до 2600 км., а морские – до 300 км. Это означает, что тот же "Вышний Волочек", который базируется в оккупированном Севастополе, может угрожать объектам на материковой части Украины.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 04
МРК "Вышний Волочек"

Но с "Буянами" возникли свои сложности. Предполагалось построить 12 кораблей такого типа. Все они были спроектированы под немецкие двигатели MTU, но вследствие санкций, их пришлось менять на дизели CHD622V20, производства китайской компании Henan. Они представляют собой лицензионную копию немецкого судового дизеля TBD622, предназначенного для гражданских нужд.

МРК "Вышний Волочек" стал шестым кораблем серии и первым кораблем, на котором был установлен китайский дизель. Но, как мы уже выяснили, "гражданское" изделие компании Henan, не вполне отвечает требованиям, которые предъявляются для военных кораблей. Совершенно неудивительно, что в таких условиях российским морякам пришлось волочить "Волочек" на буксире.

Но вернемся к "Каракуртам". Еще одна задача кораблей этого проекта – заменить новейшие российские фрегаты проектов 11356, строительство которых приостановлено вследствие прекращения поставок газотурбинных двигателей из Украины.

Отметим, что в декабре 2010 года был заложен головной корабль проекта 11356 "Адмирал Григорович", в июле 2011 года – "Адмирал Эссен", в феврале 2012 года – "Адмирал Макаров", в июле 2013 года – "Адмирал Бутаков" и в ноябре того же года – "Адмирал Истомин". Также в 2013 году началось строительство шестого корабля этой же серии – "Адмирал Корнилов".

Газотурбинные установки для этих фрегатов, каждый из которых также является носителем крылатых ракет "Калибр", должно было поставить украинское госпредприятие "Зоря Машпроект" в Николаеве. Для этого с российским заводом "Янтарь" были заключены два контракта, в феврале и в октябре 2012 года. Первый контракт предусматривал поставку трех агрегатов. Поставка первых двух была выполнена в 2013 году, а третий ушел в Россию в феврале 2014 года.

Однако в связи с решением СНБО от 27 августа 2014 года, Украина прекратила экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения. Прервалась и реализация контракта на поставку николаевских турбин.

Впрочем, фрегаты "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" успели поступить в распоряжение ВМФ РФ. Все они базируются в оккупированном Крыму, причем "Адмирал Макаров" прибыл туда 5 октября 2018 года. Корпуса же трех остальных фрегатов спущены на воду, но скорее только для того, чтобы освободить стапели завода – украинских двигателей "адмиралы" уже не получат. Дальнейшая судьба "Истомина", "Корнилова" и "Бутакова" - под вопросом. В частности, появились сообщения о том, что "Истомин" и "Бутаков" могут быть достроены для ВМС Индии. Фактическая стоимость контракта на достройку этих кораблей составляет более $1 млрд.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 05

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 06

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 07
Российские фрегаты "Адмирал Григорович", "Адмирал Макаров" и "Адмирал Эссен"

КТО ЕСТЬ КТО НА ЧЕРНОМ И АЗОВСКОМ МОРЯХ

Судьба кораблей трех проектов показывает, насколько разрушительным для российского судостроения уже сейчас оказалось действие международных санкций. Отказ Украины поставлять ГТУ для фрегатов проекта 11356 вынудил россиян разрабатывать новый тип кораблей - МРК "Каракурт", в рамках которого предполагалось уйти от иностранной зависимости. Но к импортозамещению оказалась не готова уже российская промышленность. Покупать двигатели в Европе также невозможно из-за санкций. С Россией готов сотрудничать Китай, но его продукция не всегда отвечает всем необходимым параметрам, что и показал опыт "Вышнего Волочка".

Несмотря на то, что санкции ослабляют нашего противника, Черноморский флот РФ все равно имеет подавляющее преимущество перед украинскими ВМС. На сегодняшний день в распоряжении ВМСУ находятся порядка 15 боевых кораблей и катеров, включая флагман – фрегат "Гетман Сагайдачный", который является наиболее мощной боевой единицей в составе флота, а также четыре уцелевших бронекатера – "Аккерман", "Вышгород", "Кременчуг" и "Лубны" (два их "собрата", напомним, угодили в российский плен).

Флоту могут помочь также пограничники Мариупольского отряда Морской охраны. В их распоряжении – около 20 плавсредств. Но среди них только один пограничный сторожевой корабль (ПСКР) "Донбасс" располагает полноценным артиллерийским, в виде двух спаренных 30-мм орудий, а также противолодочным вооружением.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 08
Украинский ПСКР "Донбасс"

Стянутая на Азов группировка пограничных кораблей ФСБ РФ сама по себе превышает все эти возможности. По данным ГПСУ, на конец октября Россия сконцентрировала на Азове более 120 различных кораблей и катеров. Из них свыше 24 имеют артиллерийское вооружение. К примеру, ПСКР "Изумруд", который, по данным российской стороны, обстрелял и повредил бронекатер "Бердянск", оснащен шестиствольной, 30-мм артиллерийской установкой, обеспечивающей скорострельность около 4000 выстрелов в минуту. Вследствие попытки тарана украинского буксира "Яны Капу", российский корабль также получил повреждения.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 09

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 10
Российский ПСКР "Изумруд" и украинский бронекатер "Бердянск" с повреждениями после событий 25 ноября

Если же прибавить к этим силам возможности Черноморского флота РФ (именно ЧФ РФ будет главным соперником ВМСУ в случае эскалации на Черном и Азовском морях), то положение наших сил выглядит совсем уж безрадостным. В распоряжении ЧФ РФ есть более 50 боевых кораблей и катеров, а также 9 подводных лодок. По данным открытх источников, наиболее интенсивно российский флот обновлялся именно после аннексии Крыма, получив в общей сложности более 45 кораблей, катеров и вспомогательных судов. В частности, после 2014 года, кроме упомянутых ранее фрегатов и корветов с "Калибрами", в распоряжение ЧФ РФ поступили 6 подводных лодок. Самой мощной боевой единицей ЧФ РФ является его флагман – ракетный крейсер "Москва". Впрочем, этот корабль сейчас находится на ремонте, а возможность его дальнейшей эксплуатации – под большим вопросом.

Взяти на буксир. Як міжнародні санкції топлять російський флот 11
Будущее ракетного крейсера "Москва" под вопросом

Именно поэтому, в противостоянии с Россией на Азово-Черноморском театре Украина надеется на помощь НАТО. Членами Альянса являются такие черноморские державы, как Болгария, Румыния и Турция. Однако весьма сдержанная реакция Болгарии на инцидент в Керченском проливе уже говорит о том, что черноморские страны НАТО вряд ли будут готовы объединиться против РФ. К тому же из этой троицы разве что флот Турции может соперничать с российским. В распоряжении ВМС Турции находятся не менее 13 подводных лодок, 16 фрегатов и 8 корветов. Значительная часть этих кораблей перешли из состава американского и французского флотов.

Боевой состав ВМС Болгарии включает, как минимум, 4 фрегата, два корвета, три ракетных катера и 4 тральщика. Румынские ВМС (не считая кораблей речной Дунайской флотилии), выглядят чуть внушительнее – 1 подводная лодка советской постройки, которая сейчас находится в резерве, 4 фрегата, 4 корвета и 6 ракетных катеров.

Появление же в Черном море флотов не черноморских государств-членов НАТО, например, Великобритании или США, возможно лишь в очень ограниченном масштабе, поскольку оно строго регламентируется положениями конвенции Монтре о статусе черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. В частности, Конвенция налагает целый ряд ограничений на общий тоннаж таких флотов, а также запрещает им находиться в Черном море дольше, чем 21 день.

Денис Попович, "Цензор.НЕТ"

Дивитися коментарі → ← Назад до рубрики