Цензор.НЕТ

25.09.19 14:44

"Укрзалізниця" пішла війною на Дубневичів

Автор: Сергій Іваненко

Про нечесні закупівлі та фактичну монополізацію ринку постачання запчастин для "Укрзалізниці" братами Богданом та Ярославом Дубневичами не говорив тільки ледачий. Нинішній депутат Ярослав Дубневич та його брат, екснардеп Богдан Дубневич - чільні постаті в частині поставок рейкових скріплень і посередницької схеми закупівлі стрілочних переводів.

Семье Дубневичей принадлежит "Корпорация КРТ", которая получила монополию на поставки и формирование цены рельсовых креплений (анкеров) для УЗ.

Укрзалізниця пішла війною на Дубневичів 01

Анкер - крепежное изделие, которое закрепляется в несущем основании и удерживает какую-либо конструкцию.

Схема выглядит очень просто: фирмы-прокладки, связанные с "Корпорацией КРТ", выигрывали тендеры на поставку запчастей УЗ. Мало того, что торги зачастую проводились без конкуренции, так еще и прокладки предлагали продукцию значительно дороже среднерыночных цен. Кроме того, нередко компании заключали допсоглашения, в которых и так высокая цена на запчасти поднималась еще выше.

Еще одно нововведение Дубневичей – запатентованные анкеры. Это очень известная схема еще одного видного железнодорожного деятеля, экс-главы ЮЗЖД Алексея Кривопишина. Кривопишин запатентовал движение круговой электрички и ежегодно получал от государства роялти в 250 тыс. грн.

У братьев Дубневичей похожая ситуация. УЗ закупает анкеры по определенному техстандарту (ТУ У 35.2−30 268 559−070: 2007). Во избежание конкуренции братья запатентовали эту деталь.

По данным "Залізниця без корупції", Дубневичи – одни из крупнейших поставщиков УЗ. Компания "Крендлз", которая связана с братьями Дубневичами, в 2018 году поставила "Укрзализныце" стрелочных переводов на сумму в 766 млн грн. Только в прошлом году "Укрзализныця" заплатила за поставки товаров компаниям "Крендлз" и "ВМ Трейдинг" Дубневичей 1,2 млрд грн.

Укрзалізниця пішла війною на Дубневичів 02

Однако, похоже, что эра "теневых схем" братьев подходит к концу. Для долгожданного действия "Укрзализныци" понадобилось более 8 лет и, видимо, новое правительство.

Глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов неоднократно высказывался о нечестной конкуренции, однако предпринять кардинальные решения не мог. Скорее всего, со сменой власти у топ-менеджмента "Укрзализныци" развязались руки.

Источники в компании сообщили, что по данным на август 2019 года Кравцов остановил закупки анкеров и скреплений. Более того, глава правления всерьёз настроен отказаться от поставок братьев Дубневичей и дал задания проверить все подразделения ведомства.

Укрзалізниця пішла війною на Дубневичів 03

"Кравцов под личный контроль взял вопрос закупок анкеров. Если кто-то из местных руководителей будет пытаться "втихую" покупать у Дубневичей по нерыночным ценам детали, вопрос будет стоять об увольнении", – добавили источники.

На самом деле, "очистить" компанию от кадров Дубневичей будет непросто. Но все по порядку.

Что было

Рельсовые скрепления начали использоваться в "Укрзализныце" еще в далеком 2002 году. Чуть позже в УЗ рекомендовали использовать в эксплуатации только рельсовые скрепления определенного типа (КПП-5).

В течение долгих лет сфера применения данных скреплений неоднократно менялась.

До 2011 года скрепления изготавливались по определенной технологии. Владели этой технологией в равных долях ООО "Корпорация "Путевые ремонтные технологии" и государственное предприятие "Научно-конструкторское, технологическое бюро путевого хозяйства Укрзализныци".

Однако в 2011 году единоличным владельцем технических условий стала "Корпорация "Путевые ремонтные технологии". На сегодня же это и есть "Корпорация КРТ" (правопреемник Корпорации "Путевые ремонтные технологии"), которая принадлежит семье Дубневичей. Посредством разных ухищрений (в том числе и патентом на деталь) чиновники пытались добиться того, чтобы УЗ закупала скрепления только данного типа.

Братья – фигуранты не одного антикоррупционного дела. Так, например, в январе АМКУ доказал сговор поставщиков завода Дубневичей на тендерах УЗ. Более того, НАБУ объявило в розыск помощника нардепа Дубневича по делу о краже денег УЗ, однако поиск пока не увенчался успехом.

С 2011 году, по подсчётам …, около 20 ТОП-менеджеров Дубневичей отправлены под стражу или объявлены в розыск, неоднократно в компаниях, связанных с братьями, проводились обыски. Но их деятельность продолжалась.

Укрзалізниця пішла війною на Дубневичів 04

Что есть

Первое – менеджмент УЗ начал "выводить" из компании сотрудников, связанных с фирмами Дубневичей. Первым "тревожным звоночком" для бизнеса братьев стало решение Набсовета УЗ в апреле освободить от своей должности Сергея Михальчука.

Последний лоббировал интересы Дубневичей в "Укрзализныце" давно. Сергей Михальчук в 2009-2011 годах был заместителем гендиректора "Укрзализныци" Михаила Костюка. Костюк, в свою очередь, известен тем, что запатентовал вместе с Дубневичами те самые рельсовые скрепления.

В 2017 году уже была попытка отстранить от должности Михальчука. Тогда Генпрокуратура с Нацполицией проводили ряд обысков "по делу злоупотреблений в особо крупных размерах и преступном сговоре с целью коррупционных доходов". Соответственно, под подозрением были Дубневичи, Михальчук и Костюк. Однако тогда дело "тихонько прикрыли".

Помимо "порочных связей" Михальчук известен тем, что последние несколько лет попросту не выполнял свои должностные обязанности. Напомним, экс-член правления был ответственен за далекую от поставок анкеров отрасль – пассажирские перевозки. Как утверждают источники в УЗ, Михальчук с 2016 года самоустранился от выполнения своих обязанностей.

Второе – масштабные разбирательства по поводу нанесения убытков УЗ фирмами, связанными с Дубневичами. Так, например, "Укрзализныця" передала в СБУ материалы относительно возможного нанесения убытков компании на сумму в 60 млн грн при поставках анкеров.

В УЗ утверждают, что в течение 2018-2019 годов фирмы поставляли для УЗ под видом отечественной продукции анкеры из Беларуси. Собственно, импортировал эту продукцию отечественный производитель через фирму-прокладку.

"Ориентированная себестоимость одной такой заготовки составляет 50 грн, тогда как УЗ их поставляли по 94 грн за единицу", - отметили в УЗ.

Скорее всего, это самое масштабное разбирательство УЗ за последние годы.

Укрзалізниця пішла війною на Дубневичів 05

Что будет

Еще с 2017 года, по данным "Укрзализныци", компания ведет работу по поиску потенциальных изготовителей рельсовых скреплений не только на просторах Украины, но и за рубежом.

По данным УЗ, уже в 2020 году большую часть ремонтно-колейных работ планируется выполнить с использованием креплений одной из крупнейших немецких фирм по изготовлению ж/д деталей.

Сейчас компания готовится к большому тендеру по стандартам ЕБРР на закупку материалов для инфраструктуры.

В "Укрзализныце" настроены на то, чтобы полностью остановить неконкурентные закупки и делают для этого все возможное. Однако следующий ход должны сделать НАБУ и правоохранительные органы. Стоит надеяться, что сценарии ранних лет не повторятся и на ситуацию не сможет повлиять народный депутат Украины нынешнего созыва Ярослав Дубневич.

 Сергей Иваненко

Дивитися коментарі → ← Назад до рубрики