Артем Гриненко - про нові правила гри "Укравтодору", тролів і дискримінацію

2557 2
Автор: Ігор Короленко

Президент Володимир Зеленський озвучив план будівництва доріг в Україні: у 2020 році має бути побудовано щонайменше 4 тисячі кілометрів. Про те, як цього досягти, які проблеми є на ринку дорожнього будівництва і як їх подолати, ми говорили з президентом Всеукраїнської дорожньої асоціації Артемом Гриненком.

Артем Гриненко - про нові правила гри Укравтодору, тролів і дискримінацію 01

-Когда появилась Всеукраинская дорожная ассоциация и кто стал инициатором создания профильной ассоциации дорожников?

-Идея создания ассоциации родилась в конце 2018 года. Если точнее, то во время круглого стола при Мининфраструктуры, где присутствовали около 30 дорожных компаний. Я присутствовал там как эксперт и как глава Комитета дорожного хозяйства при Экспертном совете Мининфраструктуры. Мы обсуждали способы решения проблем дорожного строительства. Общеизвестно, что в других сферах решение вопросов бизнеса всегда на плечах профильного объединения, а у дорожных компаний такой организации не было. Я предложил такую ассоциацию создать, и большинство компаний идею поддержали. Позже прошло учредительное собрание, на котором присутствовало 11 компаний, которые подписались под документом о создании ассоциации.

-То есть, в ассоциацию вошли разные игроки – и крупные, и региональные компании?

-Конечно, и с тех пор членов ассоциации стало больше – сейчас к нам присоединились уже 55 компаний. Важно то, что организация была создана действительно участниками рынка, не в интересах какого-то одного крупного участника рынка. Учредителями ВДА стали и крупные компании, и региональные, и ремонтные компании, и производители дорожной техники и дорожных материалов. Была задача номер один: не привязаться ни к какому представителю власти, ни к министру, ни к руководителю Укравтодора, чтобы не было никаких привязок к крупному игроку рынка, чтобы никто не мог обвинить нас в ангажированности. И нам это удалось. ВДА стала единственной серьезной ассоциацией в дорожной отрасли.

-С какой целью была основана ассоциация?

-Защита интересов участников рынка дорожного строительства, конечно же, приоритет номер один. Наша миссия – обеспечивать инновационное развитие в дорожной отрасли ради качества, безопасности и комфорта. Раз в квартал у нас проходят стратегические сессии, на которые съезжаются все представители компаний-членов ВДА, и все они формируют стратегии и задачи ассоциации. Важно, что не два-три игрока, а все участники ассоциации имеют право голоса. На последней стратегической сессии мы утвердили Стратегию развития на три года и План работы на 2020 год.

-Какие планы у дорожной ассоциации?

-Сейчас мы говорим о нескольких ключевых задачах. Первая - принятие участия в составлении нормативно-правовой базы. Как и любая другая ассоциация, мы должны помочь государству составить справедливые правила игры для бизнеса. Вторая – взаимодействие с органами власти. Мы понимаем, что дорожный бизнес отличается от других видов бизнеса, поскольку заказчик – государство. Потому этот бизнес связан с органами власти – министерствами, ведомствами, Укравтодором, облгосадминистрациями. Со всеми нужно выстраивать эффективный диалог. Не кулуарное общение, а открытый публичный диалог. Третье – современные технологии. Мы должны взять все лучшие мировые практики, привести их в Украину. Наши компании ставят цель применить лучшие мировые технологии дорожного строительства в Украине. И также есть у ассоциации еще одно направление – развитие самой ассоциации, усиление ее влияния, увеличение количества участников. Наша Стратегия абсолютно открыта, и мы стремимся к понятному и честному сотрудничеству со всеми участниками дорожного рынка, в том числе, с государственными органами. Сейчас в нашей ассоциации 55 участников рынка, а наш план на 2020 год – 100 компаний, в целом в Стратегии указан план привлечь в ассоциацию половину участников рынка, то есть, более 200 компаний из всех регионов Украины.

-С чем вы столкнулись, когда зарегистрировали ассоциацию? Как рынок встретил новое объединение?

-Рынок по-разному отреагировал, но многие приветствовали появление серьезной профильной ассоциации, так как для бизнеса очень важно иметь возможность цивилизованно высказывать свои мнения, рассчитывать на решение проблем. Мы уверены, что с каждым годом членов ассоциации будет все больше.

Артем Гриненко - про нові правила гри Укравтодору, тролів і дискримінацію 02

- В начале марта Укравтодор анонсировал новую типовую методику тендерной документации для дорожных компаний. ВДА провела круглый стол, посвященный деталям этого документа. Что за методика предложена Укравтодором?

-Идея Укравтодора была в том, чтобы навести порядок на рынке, избавив его от компаний-однодневок, так называемых "тендерных троллей". Для этого была разработана новая тендерная документация, методика. Укравтодор создал рабочую группу, в рамках которой собрал предложения от рынка и нашей ВДА. Но в итоге Госагентство дорог составило новую методику тендерной документации, где из всех предложений рынка учтено не более 20%. А 80% — это дискриминационные условия. Наша Ассоциация признает, что работала над разработкой документа, но мы точно не предлагали такие дискриминационные условия, которые ограничивают участие в тендерах для 90% всего рынка дорожных компаний. Мы предложили переделать документ, на что нам сказали, что он согласован и передан в региональные службы автодорог, которые начали в феврале объявляли тендеры уже по этому документу. И тогда мы получили сигналы, обращения от компаний, что компании дискриминируют – не допускают к участию в торгах. 3 марта этого мы провели круглый стол, где обсудили проблемы, связанные с новой методикой. Через два дня Минэкономики пригласило нас в Рабочую группу для разработки новых методических рекомендаций. Это важно, ведь по закону именно министерство имеет право утверждать методики тендерной документации, тогда как Укравтодор имеет право разработать и передать в министерство свои наработки. Сейчас мы уже работаем в такой группе, где наравне с нами работают юристы, эксперты отрасли.

-На круглом столе 3 марта много говорили о том, что методика тендерной документации Укравтодора создает предпосылки существенного урезания количества участников тендеров, для "картелизации". На ваш взгляд, а до предложенной методики на рынке была уже определенная дискриминация?

-Дискриминация участников дорожного рынка была и ранее, исторически сложилось, что участниками тендеров становились одни и те же крупные компании. У нас есть анализ рынка, где четко показано, какие компании преимущественно в каких регионах работают и какую долю рынка занимают. И есть аналитика COST, где видно, что дорожные работы четко поделены между 5-6 компаниями на протяжении последних двух лет. Есть территории, куда небольшие компании никогда не могут попасть, а все крупные денежные объекты разделены между несколькими игроками.

-Как новая методика Укравтодора теперь дискриминирует участников тендеров на проведение ремонтных и строительных работ?

-Методические рекомендации Укравтодора узаконили ту дискриминацию, что существовала на рынке, и оставили на рынке только пять-шесть игроков. В 2019 году 155 компаний выиграли тендеры, где сумма тендера - выше 5 млн. гривен. Они выигрывали и выполняли контракты. Но, по нашим подсчетам, из этих 155 компаний смогут участвовать в тендерах по новым правилам в 2020 году только шесть компаний.

Дискриминация кроется в технических условиях. Например, есть в методике критерии – подтверждение опыта, подтверждение отзыва от заказчика, наличие техники и заводов, наличие персонала. Этим основным критериям, как они прописаны в новой методике, соответствуют всего шесть компаний. Также есть условие по выполнению контракта на 85%. То есть, если контракт на 100 млн. грн., а выполнено работ на 60 млн. грн., то в опыте при участии в тендере такой контракт не учитывается. И это - явная дискриминация. Ведь почему контракт не выполняется? Заказчик не профинансировал его на 100%. А не потому, что компания не захотела выполнить весь объем. Компании, которые прежде были "фаворитами" Укравтодора, именно у них на 90-100% контракты оплачены. И сегодня именно они уже при новой власти становятся "фаворитами" за счет своего предыдущего опыта. А кто был неугоден при старой власти, то их опыта будет недостаточно для участия в новых тендерах. Вообще наблюдаем парадокс: те компании, которые строили дороги Киев-Чоп, Киев-Одесса, они сегодня, согласно методике Укравтодора, не соответствуют критериям и не могут принимать участие в тендерах. Даже не могут подать заявку на тендер по ремонту дороги, которую они сами и построили.

Артем Гриненко - про нові правила гри Укравтодору, тролів і дискримінацію 03

-В Сети в феврале появились неоднозначные публикации о вас и деятельности ассоциации, якобы, речь о лоббизме интересов крупных компаний. Прокомментируйте причины таких материалов.

-Негатив в прессе появился, потому что была озвучена наша публичная позиция, что бизнес недоволен методикой тендерной документации, которую предлагает Укравтодор. Сразу после этого на нас был сделан грязный заказ статей, вышел ряд желтых публикаций, где нас обвиняли в коррупции, в том, что мы лоббисты троллей, были статьи о том, что в ассоциации только мелкие компании. Это все неправда, цель публикаций – ввести в заблуждение как рынок дорожных компаний, так и представителей министерств и ведомств. Заказчики этих статей боятся, что компании, которые дискредитированы новой методикой Укравтодора, могут объединиться и защитить свои права.

-Ассоциации известно, что предложенная методика не соответствует правилам честности и прозрачности. Что будет дальше?

-Мы передали наши предложения Укравтодору, Министерству экономики. Однако затем мы решили, что даже наши правки в методику не позволят решить главную проблему – навести порядок в отрасли. Потому мы приняли решение изучить лучший европейский и мировой опыт и предложить рынку свой продукт – мы создаем собственную методическую рекомендацию тендерной документации на основании мирового опыта и на основании опыта наших компаний. Там мы хотим прописать не просто технические требования к подрядчикам, а описать четко все тендерные процедуры. В апреле мы представим наши разработки, которые позволят решить те же проблемы с подтверждением опыта, тендерными отзывами. Мы знаем, как должно быть, как создать честные и справедливые тендерные условия без дискриминации участников рынка.

-Если говорить о новом законе о госзакупках, то какие для дорожной отрасли новшества предполагает новый закон? И как соотносится с новым законом типовая методика тендерной документации Укравтодора?

Наша ассоциация была одним из авторов некоторых норм этого закона, так как мы в 2019 году проводили круглый стол, получали предложения от рынка, и наши предложения в законе были учтены. Согласно закону, Минэкономики получило право создавать и утверждать методические рекомендации тендерной документации. И вот сейчас Минэкономики создало такую рабочую группу, в которой ассоциация принимает активное участие. Методические рекомендации, предложенные Укравтодором, нарушают закон о госзакупках, документ противоречит закону. Ведь методическая рекомендация не должна сводится к конкретным техническим требованиям к заказчику. Рекомендация – это документ о том, как правильно провести тендер, а не как максимально сузить права участников тендера. То есть, предложенный Укравтодором документ – это банальное ограничение в пользу нескольких участников рынка.

-Президент Владимир Зеленский заявил о плане обновить 4 тыс. км дорог в Украине в 2020 году. При каких условиях могут быть реализованы такие планы?

-Действительно, нам известно об этой задаче президента. В прошлом году было построено 850 км Укравтодором и еще 1300 км областными администрациями. 2100 км дорог в 2019 году было построено всеми 155 компаниями, которые выигрывали в тендерах. В этом году стоит задача построить гораздо больше, но Укравтодор вместо того, чтобы открыть рынок для 155 компаний, убирает 150 компаний и допускает к тендерам пять. Банальная математика – в прошлом году крупные игроки сделали менее 900 км дорог, а в этом году они не смогут в 4 раза увеличить свои мощности и построить 4 тысячи километров. Это невозможно. Новые методрекомендации Укравтодора приведут к срыву плана Президента, и в конце года обнаружится, что освоено большее количество средств на меньшее количество километров, заработают избранные компании, а реальный объем не превысит 2 тыс. километров. Чтобы воплотить в жизнь план президента, нужно допустить к тендерам компании, дать возможность всем порядочным и серьезным участникам рынка проявить себя и внести свой вклад в строительство дорог в Украине.

 Игорь Короленко